Анализ воспитательной работы
МОУ СОШ №2 г. Каменки
за 2024-2025 учебный год
В 2024-2025 учебном году МОУ СОШ №2 г. Каменки осуществляла воспитательную
работу, опираясь на рабочую программу воспитания МОУ СОШ № 2 г. Каменки, разработанную
в соответствии с Примерной программой воспитания Министерства РФ ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО», а также использовала Технологию «Применение
оценки личностных результатов обучающихся при планировании воспитательной работы» в
соответствии с приказом Министерства образования Пензенской области от 18.08.2023 г № 16151.
Основная цель воспитательной работы школы: создание условий для личностного
развития обучающихся, формирования системных знаний о различных аспектах развития России и
мира, которое проявляется в усвоении основных норм поведения в обществе, в котором мы живём;
в развитии социально значимых отношений школьников и ценностного отношения к семье, труду,
Отечеству, природе, миру, знаниям,культуре, окружающим людям и самим себе; в приобретении
опыта осуществления социально значимых дел, направленных на заботу о своей семье, на пользу
родному городу и стране, трудового опыта, опыта выражения собственной гражданской позиции.
Задачи воспитания обучающихся:
усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС.
Реализация цели и задач в 2024-2025 учебном году строилась по 11 модулям программ воспитания
на основе совместной деятельности детей и взрослых:
инвариантные: «Классное руководство», «Взаимодействие с родителями», « Внеурочная
деятельность», «Урочная деятельность», «Самоуправление», «Профориентация», «Основные
школьные дела», «Организация предметно-пространственной среды», «Детские общественные
объединения», «Внешкольные мероприятия», «Социальное партнерство», «Профилактика и
безопасность».
вариативные: «Детские общественные объединения», «Волонтерство».
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного
развития школьников каждого класса в соответствии с целевыми
ориентирами рабочей программы воспитания МОУСОШ№2 г. Каменки по направлениям
воспитания: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое,
трудовое, экологическое, ценности научного познания.
Виды и формы воспитательной деятельности модулей рабочих программ воспитания
конкретизированы в календарных планах воспитательной работы НОО, ООО, СОО.
В рамках воспитательной работы Школа:
1) реализует воспитательные возможности педагогов, поддерживает традиции коллективного
планирования, организации, проведения и анализа воспитательных мероприятий;
2) реализует потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживает активное
участие классных сообществ в жизни Школы;
3) вовлекает школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по
школьным программам
внеурочной
деятельности,
реализовывает их воспитательные
возможности;
4) использует в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживает использование на
уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
5) поддерживает ученическое самоуправление — как на уровне Школы, так и на уровне
классных сообществ;
6) реализует воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживает традиции
их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
7) поддерживает деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений и организаций: детской общественной организации РДДМ «Движение первых», «
Орлята России», отрядов Юнармии, ЮИД ;
8) организует для школьников экскурсии, походы и реализует их воспитательный потенциал;
9) организует профориентационную работу со школьниками;
10) развивает предметно-эстетическую среду Школы и реализует ее воспитательные возможности;
11) организует работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями,
направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Анализируя состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых
хочется отметить, что в школе были созданы все условия для интересной, событийно насыщенной
и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Воспитательную работу в школе осуществляли профессиональные педагогические
работники: 20 педагогов являются классными руководителями 1-11 классов, педагог-психолог,
педагог-организатор, социальный педагог, советник директора школы по воспитанию и
взаимодействию с детскими общественными объединениями и администрацией школы.
Воспитательная работы школы велась по следующим направлениям: духовно-нравственное,
патриотическое, гражданское, экологическое, исследовательское, здоровьесберегающее, трудовое
(профориентационное), эстетическое.
Воспитательные события в школе проводились в соответствии с календарными планами
воспитательной работы НОО, ООО и СОО. Они конкретизируют воспитательную работу по
уровням образования.
МОДУЛЬ «Основные школьные дела».
В школе в рамках данного модуля были запланированы и проведены на высоком уровне
традиционные школьные мероприятия:
Торжественные линейки, посвященные 1 сентября, Последнему звонку;
День учителя
День матери
День Неизвестного солдата
День героев Отечества
Новогодний калейдоскоп
Молодой боец-2025
А, ну-ка, девушки
День Победы
День России
В 2024-2025 учебном году проводились торжественные мероприятия, связанные с
завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие
приобретение новых социальных статусов в школе,
обществе - «Посвящение в
первоклассники», «Посвящение в РДДМ», «Посвящение в Орлята», «Последний звонок»,
«Прощай, начальная школа»,«Выпускной».
Каждую неделю традиционно проводились церемонии награждения обучающихся и
педагогов за участие в жизни школы, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад
в развитие школы (общешкольные линейки с вручением грамот и благодарностей).
В течение 2024-2025 учебного года, по понедельникам и субботам, проводилась традиция
еженедельного поднятия и спуска Государственного флага Российской Федерации.
В план модуля «Основные школьные дела» вошли мероприятия различной направленности
по видам деятельности: гражданской, патриотической, духовно-нравственной, эстетической,
физической, трудовой, экологической, интеллектуальной. Таким образом, в школе были
проведены различные интересные мероприятия и дела.
В отчетный период школе использовали технологию С.В.Климина по оценке
личностных результатов обучающихся. В диагностики принимали участие обучающиеся
9ых классов в составе 30 человек. Их условно поделили на 2 группы А и Б. Тестирование в МОУ
СОШ №2 г. Каменки проводилось 26 сентября 2024 г.
По Технологии «Применение оценки личностных результатов обучающихся при планировании
воспитательной работы» в МОУ СОШ №2 г. Каменки были утверждены направления: трудовое,
экологическое и здоровьесберегающее. По результатам тестирования выявлено:
Направление деятельности « Трудовое воспитание ( включая профориентационное)»
По характеристике (критерию оценки) «Развитость способности самостоятельно эффективно
действовать в условиях постоянного обновления социальных и технологических
реальностей» Норма - от 76%,
Октябрь, 2024 Группа А – 51% (- 25%); Группа Б – 61% (- 15%).
Сентябрь, 2024 Группа А – 58% (- 16%); Группа Б – 63% ( 13%)
Результат, несмотря на то, что ниже нормы, улучшился.
По характеристике (критерию оценки) «Развитость основных умений и навыков конструктивного
взаимодействия, сотрудничества со взрослым сообществом и
Октябрь, 2024 Группа А – 41% (- 34%); Группа Б – 50% (- 25%)
Сентябрь, 2024 Группа А – 58% (- 16%); Группа Б – 63% ( 13%)
Результат остался на том же уровне. Надо осуществлять поиск новых форм работы.
По характеристике (критерию оценки) «Настроенность на принятие самостоятельных
решений – внутриличностная основа развития способностей к самоорганизации своей
деятельности» Норма – 60%
Октябрь, 2024 г. Группа А – 42% (-18%).
Сентябрь, 2024 Группа А – 92% (+50 %)
Формы работы выбраны верно
По характеристике (критерию оценки) «Развитость умения поддерживать свою
работоспособность в осуществляемой деятельности» Норма – 34%
Октябрь, 2024 Группа А – 17 % (-17%); Группа Б – 24% ( -10%).
Сентябрь, 2024 Группа А – 19% (- 15%); Группа Б – 49% ( + 15%)
У группы Б наблюдается динамика, формы работы выбраны верно.
Направление деятельности «Здоровьесберегающее воспитание»
По характеристике (критерию оценки) «Развитость умения поддерживать свою
работоспособность в осуществляемой деятельности» Норма – 34%
Октябрь, 2024 Группа А – 17 % (-17%); Группа Б – 24% ( -10%).
Сентябрь, 2024 Группа А – 19% (- 15%); Группа Б – 49% ( + 15%)
У группы Б наблюдается динамика, формы работы выбраны верно.
Направление деятельности « Экологическое воспитание»
По характеристике (критерию оценки) «Способность разумно ограничивать свои потребности,
исходя из представления о последствиях для природы деятельности человека» Норма 65%
Октябрь, 2024 Группа А – 52% (-13%)
Сентябрь, 2024 Группа А –63% ( -2%)
У группы А наблюдается динамика, формы работы выбраны верно.
Сравнительная таблица результатов тестирования
Критерий
Норма Тестирование октябрь, 2024 г. Тестирование
26.09.2024 г.
Группа Группа Расхождени Группа Группа Б
А
Б
е больше
А
10%
нет
Духовно-нравственное: ≥ 68 % 86,20% 91,06%
72,07% 71,93%
1.1. Способность к
сочувствию по
отношению к
окружающим
1.2. Проявляемая в
от 73,5 75,33% 71,81%
нет
81,87% 66,00%
поведении готовность % по 95
взаимодействовать с
%
окружающими людьми в
соответствии с
морально-этическими
нормами и правилами,
принятыми в обществе
≥ 65 % 37,47% 55,50%
18,03%
Патриотическое:
44,93% 45,53%
2.1. Сформированность
внутриличностных
основ для развития
эмоциональночувственного неприятия
проявлений
неуважительного
отношения к ценностям
своей и других культур
≥ 76 % 65,53% 73,25%
нет
Общегражданское:
77,60% 74,67%
2.2. Настроенность на
общение и совместную
деятельность с другими
людьми
3.2. Сформированность ≥ 67 % 61,73% 61,69%
нет
66,93% 68,93%
уважительного
эмоционально
окрашенного отношения
к правам и свободам
других людей (в
соответствии с
принципами гуманизма
и нормами законов)
9.2. Способность
≥ 72 % 62,67% 55,69%
нет
54,53% 64,87%
предвидеть результаты
своего поведения
от 76 % 50,80% 61,00%
10,2%
Трудовое (включая
57,60% 63,33%
профориентационое): по
3.1. Развитость
95,8%
способности
самостоятельно
эффективно действовать
Расхождение
больше 10%
нет
15,87%
нет
нет
нет
10.34%
нет
в условиях постоянного
обновления социальных
и технологических
реальностей
4.1. Развитость
≥ 75 %
основных умений и
навыков
конструктивного
взаимодействия,
сотрудничества со
взрослым сообществом
и сверстниками в
социально значимых и
трудовых аспектах
деятельности
4.2. Развитость
≥ 67 %
стремления к
добросовестности
конкуренции на основе
приложения своего
труда в различных видах
деятельности
9.1. Настроенность на ≥ 60 %
принятие
самостоятельных
решений –
внутриличностная
основа развития
способностей к
самоорганизации своей
деятельности
14. Готовность
от 66,
(сформированность
65 % по
установок и умений) к 83,3 %
преодолению
трудностей в своих
делах и занятиях на
основе волевого усилия
≥ 73 %
Эстетическое:
5.1. Выраженность
ценностных ориентаций,
необходимых для
развития чувства
прекрасного, восприятия
и понимания
произведений искусства
5.2. Готовность
от 67,5
(сформированность
% по
установок и умений) к 93,75 %
активному творчеству
≥ 55 %
Экологическое:
6.1. Способность
оценивать (в том числе –
на практике) возможные
последствия
деятельности человека
для окружающей среды
6.2. Способность
≥ 65 %
разумно ограничивать
свои потребности,
41,13% 50,19%
нет
58,07%
62,47%
нет
71,33% 79,06%
нет
79,33%
77,53%
нет
42,47% 78,69%
36,22%
71,93%
50,07%
20,86%
52,33% 60,63%
нет
62,73%
56,80%
нет
56,53% 55,31%
нетнет
51,47%
56,33%
нет
32,80% 51,69%
18,89%
45,13%
46,73%
нет
51,40% 59,44%
нет
56,87%
51,00%
нет
51,67% 62,50%
10,86%
63,07%
61,00%
нет
исходя из представления
о последствиях для
природы деятельности
человека
≥ 70 %
Исследовательское
(связанное с освоением
ценностей научного
познания):
7.1. Интерес к новизне в
получаемой
информации и
переживаемых событиях
7.2. Умение
≥ 75 %
самостоятельно
пользоваться
различными средствами
и способами получения
информации, значимой
для целей своего
личностного
совершенствования
Здоровьесберегающее: ≥ 65 %
8.1. Подтверждаемое на
практике стремление
поддерживать и
совершенствовать
культуру тела, свою
физическую развитость
8.2. Развитость умения ≥ 34 %
поддерживать свою
работоспособность в
осуществляемой
деятельности
67,33% 54,31%
13,02%
79,20%
62,87%
16,33%
41,73% 70,81%
29,08%
68,53%
53,40%
15.13%
35,06%
26,81%
58,60%
56,13%
нет
нет
18,67%
49,40%
30,73%
61,87%
17,27% 24,38%
Если посмотреть на промежуточные результаты, то мы увидим значительные изменения. Это
говорит о том, что мы выбрали те формы работы. Но а где-то произошло изменение: дети
безответственно подошли к анкетированию в сентябре 2024 г.
Результаты диагностики группы А
100
80
60
40
20
0
Результаты диагностики группы Б
100
80
60
40
20
0
В 2025-2026 учебном году школа продолжит работу по внедрению Технологии «Применение
оценки личностных результатов обучающихся при планировании воспитательной работы»
Вывод: общешкольные дела преимущественно планируются, организуются, проводятся и
анализируются совместно – школьниками и педагогами. Большему количеству обучающихся дела
интересны, участие школьников в этих делах сопровождается их увлечением общей работой,
радостью и взаимной поддержкой. Классные руководители являются значимыми взрослыми для
большинства детей своих классов, школьники доверяют своим классным руководителям, но
необходимо вовлекать большее количество школьников для решения вопросов, касающихся
жизни класса, не всегда идеи и пути их решения реализуются обучающимися, не у всех детей
есть возможность проявить свою инициативу. Необходимо чаще вовлекать детей в деятельность с
опорой на их интересы, мотивировать и стимулировать их инициативу.
.
МОДУЛЬ «Внешкольные мероприятия»
Большая часть мероприятий, проводимых в школе, в настоящее время являются Всероссийскими,
региональными, районными акциями или конкурсами, и все классные коллективы подключены к
этим мероприятиям, обучающиеся принимают активное участие в них, занимают призовые места.
Результативность участия обучающихся в рамках данного направления.
Наименование
мероприятия
ФИ обучающегося
Районный конкурс
Лапшина Мария
чтецов «Великое русское ( 9-а класс)
слово»
Акжигитова Динара
(8-а класс)
Максимочкина Дарья
( 7-б класс)
Кабилова Камилла
(7-б класс)
Чухиль Егор
(3-а класс)
Лылин Матвей
(3-а класс)
Дубова Дарья
(3-а класс)
Районный этап
Гостев Максим
областного конкурса
творческих работ «
Безопасное движение»
Районный этап
Капитурова Василиса
областного конкурса
Аристов Владимир
творческих работ
«Пожарная безопасность Мележик Артем
глазами детей»
Янаева Лилия
Янбукова Амина
Районные этап
Блошенко Матвей
областного конкурса « Чухиль Егор
Мир глазами детей»
Ешкова Анна
Асаев Максим
Сениченкова Алиса
Фаюстов Никита
Азнобин Егор
Мележик Артем
Областной этап
Ешкова Анна
конкурса « Мир глазами
детей»
Асаев Максим
Результативность
ФИО педагоганаставника
Гран-при
Лизунова Ю.Н.
Призер
Савина И.Н.
Призер
Девликамова Д.Р.
Призер
Победитель
Патеева Г.Р.
Победитель
Победитель
Призер
Барышева Е.Е.
Призер
Призер
Чуйкина С.А.
Аристова А.А.
Призер в двух
номинациях
Призер
Призер
Победитель
Победитель
Победитель в двух
номинациях
Победитель
Призер
Призер
Призер
Призер в двух
номинациях
Дипломант 1 и 2
степеней
Лауреат 2 степени
Медникова Ю.Е.
Лизунова Ю.Н.
Савина И.Н.
Патеева Г.Р.
Кугушева Е.В.
Лизунова Ю.Н.
Медникова Ю.Е.
Аристова А.А.
Кугушева Е.В.
Лизунова Ю.Н.
Районный конкурс
Исакова Елизавета
детского творчества « На
защите Родины»
Районный конкурс
Горячев Ярослав
творческих работ «
Победа далекая и
близкая»
Районный конкурс юных Гостев Максим
переводчиков
зарубежной поэзии
Каменский
Акжигитова Динара
Патриотический форум Машкова Дарья
«Дорога к подвигу»
Тинчурин Ильяс
Выставка-ярмарка
Дубова Дарья
декоративноКостиков Артем
прикладного творчества
«Мастер-град юных»
XIV Открытые Кирилло- Машкова Дарья
Мефодиевские чтения
XX Кикинский форум
Чухиль Егор
«Одаренные дети»
Дубова Дарья
Курязова Махинур
Новоженова Вероника
Девликамов Илнар
Зюзина Екатерина
Районный этап
Гостев Максим
Всероссийского
Лапшина Мария
конкурса чтецов «Живая Агафонов Евгений
классика»
Областной фестиваль
Коллектив «Юные
театрального творчества таланты»
«Сурская весна -2025»
Районный конкурс
Гостев Максим
чтецов иностранной
Агафонов Евгений
литературы «Весенняя
капель»
VI Всероссийский
Гоц Арссений
конкурс «Гордость
страны»
Исакова Евгения
Победитель
Медникова Ю.Е.
Призер
Лизунова Ю.Н.
Победитель
Танцырева Е.Н.
Победитель
Участие
Участие
Победитель
Призер
Самсонова Л.Н.
Призер
Самсонова Л.Н.
Гран-При
Призер
Гран-При
Победитель
Гран-При в двух
номинациях
Призер
Призер
Призер
Призер
Патеева Г.Р.
Призер
Ильметова О.Г.
Победитель
Призер
Танцырева Е.Н.
Дипломант 1
степени
Дипломант 1
степени
Медникова Ю.Е.
Девликамова Д.Р.
Патеева Г.Р.
Ильметова О.Г.
Суетина Т.Ю.
Самсонова Л.Н.
Самсонова Л.Н.
Барышева Е.Е.
Лизунова Ю.Н.
Павлова Л.В.
Выводы.
1. Увеличить охват обучающихся внешкольными мероприятиями.
2. Разрабатывать и реализовывать программы мероприятий, учитывающие интересы различных групп
учащихся.
3. Обеспечить участие классов в проектах, акциях, мероприятиях разного уровня.
МОДУЛЬ «Урочная деятельность»
Воспитательный потенциал урока был и остается неотъемлемой частью воспитательной
работы в школе. Во всех классах, с 1-го по 11-й, было организовано знакомство с историей
возникновения государственных символов. Обучающиеся 1–4-х классов – в рамках предмета
«Окружающий мир», 5–11-х классов – «Обществознание». Работа была организована учителями
начальных классов и учителями истории и обществознания и классными руководителями. Кроме
этого на уроках литературы, истории, географии, обществознания обращаются знаменательным
датам страны и биографии исторических, литературных личностей, широко используется
краеведческий материал. Привлекают внимания к ценностному аспекту изучаемых на уроке
явлений, событий. Особенно это четко прослеживается на уроках гуманитарного цикла. Например,
на истории постоянно проводят параллель с современностью, акцентируют важность сильного и
независимого государства и гражданский долг служения Отечеству.
Используются различные формы урока (урок тестирование, урок с групповыми видами
работы, урок исследование и т.д.) Широко применяются интерактивные формы работы.
В 2024 – 2025 учебном году были проведены открытые уроки по предметам: история,
музыка, математика, русский язык.
Большинство педагогов-предметников подбирают методы обучения в соответствии с
задачами уроков и в зависимости от контингента обучающихся.
Педагогипредметники
включают
в содержание
уроков практико-ориентированные
задания, опирающиеся
на личностные результаты, побуждали школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, согласно Устава школы, Правилам
внутреннего распорядка школы.
Подводя итоги реализации модуля «Урочная деятельность», сделан вывод о единстве
учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствиис
ФГОС:
гражданское воспитание;
патриотическое воспитание;
духовно-нравственное воспитание;
эстетическое воспитание;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия;
трудовое воспитание;
экологическое воспитание;
ценности научного познания.
МОДУЛЬ «Внеурочная деятельность»
Внеурочная деятельность школы является одним из организационных механизмов реализации
основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность,
осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых
результатов освоения основных образовательных программ.
Внеурочная деятельность для обучающихся 1-11 классов организуется по следующим
направлениям развития личности.
в соответствии с выбором обучающихся и их родителей
(законных представителей).
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках
следующих выбранных ее видов:
Начальное общее образование
Направление внеурочной
деятельности
Информационно
просветительские занятия
патриотической, нравственной
и экологической
направленности
Название
Классы
«Разговоры о важном»
1-4
«Краеведение»
1-4
Занятия по формированию
функциональной грамотности
обучающихся
Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей
обучающихся
Занятия, направленные
на удовлетворение интересов
и потребностей обучающихся
в творческом и физическом
развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и
развитии способностей и
талантов
« Основы функциональной
грамотности»
1-4
Профориентация
( см. модуль « Профориентация»)
1-4
«Уроки здоровья»
4
Основное общее образование
Направление внеурочной
деятельности
Информационно
просветительские занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
Занятия по формированию
функциональной грамотности
обучающихся
Занятия, направленные
на удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей
обучающихся
Занятия, направленные
на удовлетворение интересов
и потребностей обучающихся
в творческом и физическом
развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и
развитии способностей и
талантов
Название
Классы
Цикл занятий «Разговоры
о важном»
5-9
«Краеведение»
8-9
« Основы финансовой грамотности.
Шаги к современной финансовой
культуре»
5-9
«Занимательная математика»
«Погружение в математику»
6
8-9
« Волшебный русский язык»
5-9
«Загадочная химия»
8
«Практическая биология»
6
6-9
«Россия - мои горизонты
«Школьный театр «Юные таланты»
Среднее общее образование
8
Направление внеурочной
деятельности
Информационно
просветительские занятия
патриотической, нравственной
и экологической
направленности
Занятия по формированию
функциональной грамотности
обучающихся
Название
Классы
«Разговоры о важном»
10-11
«Краеведение»
10-11
« Основы финансовой грамотности»
10-11
« Практическая грамотность»
«Интенсивный русский язык в вопросах
и ответах»
10
11
«Избранные вопросы математики»
10
Занятия, направленные
«Россия-мои горизонты»
10-11
на удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей
обучающихся
Третий год в школе реализуется курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном»,
которым было охвачено 100% обучающихся 1-11-х классов. Еженедельно занятия
проводились классными руководителями со своими классами до начала учебных занятий
по понедельникам.
Внеурочная деятельность Школы осуществляется путем вовлечения учащихся в
школьные объединения дополнительного образования.
Дополнительное образование ведется по программам следующей направленности:
физкультурно - спортивное;
художественно – эстетическое.
Выбор направлений
осуществлен на основании опроса обучающихся и родителей (законных представителей),
который провели в мае и скорректировали в сентябре 2024 года.
В течение года в школе реализовывались программы дополнительного образования:
«Мир танца» ( руководитель Ильметова О.Г.),
«Хоровое пение» (руководитель Ильметова О.Г.),
«Веселая аэробика» (руководитель Новоженова Н.А.),
«Баскетбол» (руководитель Москалев Д.В.),
«Робототехника» (руководитель Кузнецова К.Д.) на базе центра «Точка Роста»
«Мир растений в опытах и экспериментах» (Девликамова Д.Р.) на базе центра «Точка
Роста»
Дополнительное образование представлено работой бесплатных (за счет ставок ПДО
школы) объединений, объединений.
Работа в системе бюджетных ОДО Школы
осуществляется на основе ПФДО: зачисление обучающихся проходит при наличии
соответствующего сертификата, а обучение – по дополнительным общеразвивающим
программам, прошедшим экспертизу и включенным в реестр сертифицированных
программ системы «Навигатор ПФДО-58».
Всего школьной системой дополнительного образования в 2024-2025 учебном году
было охвачено 90 обучающихся, что составляет 18% от общего числа обучающихся
Школы, в а в целом в системе дополнительного образования занимаются 79% учащихся
нашей школы. Дети, не посещающие кружки и секции, имеют уважительные причины
(инвалидность, удаленность места жительства, семейные обстоятельства).
Основная масса школьников определилась с выбором дополнительного образования уже
в первые дни учебных занятий. Это связано с расширением сетевого взаимодействияс
учреждениями дополнительного образования города. Наибольший охват детей наблюдается
в объединениях спортивно-оздоровительной и художественно-эстетической
направленности.
Работа по дополнительному образованию в минувшем учебном году была направлена на
выполнение задач по дальнейшему обеспечению доступных форм обучения обучающихся во
внеурочное время с учетом их индивидуальных особенностей. Посещая спортивные секции,
предметные факультативы различной направленности, ребята могли использовать свое
свободнее время в позитивных для развития личности целях. К услугам ребят и их родителей
(законных представителей) были предоставлены спортивный, актовый залы, спортивная
площадка.
Анализ результатов работы за год свидетельствует о положительной динамике в
отношении увеличения контингента воспитанников.
Результативность данного модуля
Мероприятие
Результат
Руководитель
Районный этап чемпионата
Пономарев Вадим - Грамота самый
Москалев Д.В.
«Локобаскет» по баскетболу
ценный игрок
среди юношей не старше 2009
г.р.
Районный этап Чемпионата
Канеев Мансур - Грамота ценный игрок Москалев Д.В.
школьной баскетбольной лиги
«КЭТ - БАСКЕТ» среди юношей
Каменского района в сезоне
2024-2025 г.
Районный этап областного
Ансамбль «Наследие»- призер в двух
Ильметова О.Г.
детского фольклорного
номинациях
фестиваля «Жавороночки»
Областной этап детского
Ансамбль «Наследие»- Дипломант 1
Ильметова О.Г.
фольклорного фестиваля
степени
«Жавороночки»
XX Кикинский форум
Ансамбль «Наследие» (номинация
Ильметова О.Г.
«Одаренные дети»
«Танцевальное творчество») -Победитель
Курязова Махинур (номинация «Вокал») - Ильметова О.Г.
Гран-При
Новоженова Вероника (номинация
Ильметова О.Г.
«Вокал») - Победитель
Областной фестиваль
Коллектив «Юные таланты» - Призер
Ильметова О.Г.
театрального творчества
«Сурская весна -2025»
Районный чемпионат по роуп ск Команда школы средней группы Новоженова Н.А.,
иппингу
Победитель,
Москалев Д.В.
Команда школы старшей группы Призер,
Сухов Егор (личный зачет) - Победитель
Курмалеева Амина (личный зачет) Победитель
Выводы: внеурочной
деятельность
были
охвачены
все
обучающиеся.
Организация внеурочной деятельности соответствует требованиям ФГОС уровней
общего
образования. Структура рабочих программ внеурочной деятельности
соответствует требованиям стандартов к структуре рабочих программ внеурочной
деятельности..Педагоги дополнительного образования активно проявили себя в подготовке
и проведении общешкольных праздников, концертов, результативно участвовали со своими
подопечными в конкурсах различного уровня. Так,
Однако в организации системы дополнительного образования выявлены следующие
недостатки:
выявлены обучающиеся (включая и детей «группы риска»), не
посещающие кружки и секции;
в течение года не налажена система контроля посещения детьми
объединений дополнительного образования, на недостаточном уровне ведется работа по
вовлечению детей в различные кружки и секции;
нет разнообразия в выборе кружков художественно-эстетического
направления.
В октябре 2024 года по итогам опроса обучающихся, занимающихся по дополнительным
общеразвивающим программам, и их родителей (законных представителей) с целью
изучения показателей, характеризующих качество исполнения муниципальной услуги
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ», было установлено:
доля обучающихся, удовлетворенных качеством организации
дополнительного образования в Школе, - 96,7%;
доля
родителей
обучающихся,
удовлетворенных
качеством
организации дополнительного образования в Школе, - 96,6%.
МОДУЛЬ «Классное руководство»
За каждым талантливым учеником стоит талантливый учитель, в большинстве случаев это
классный
руководитель. Классные руководители – самая значимая категория организаторов
воспитательного процесса в ОО. В 2024-2025 учебном году ШМО классных руководителей МОУ
СОШ №2 г. Каменки объединяло 20 классных руководителей (с 1 по 11 классы), ответственную за
библиотеку школы Блошенко Е.А., педагога - организатора Ильметову О.Г., социального педагога
Медникову Ю.Е., педагога- психолога Журавлеву И.В.. МО строило свою работу в 2024-2025
учебном году в соответствии с требованиями стратегического развития школы, определяемыми
уставом ОУ, Рабочей программы воспитания и календарных планов НОО, ООО, СОО.
Вся организационная, содержательная, мотивационная деятельность ШМО классных
руководителей в 2024 - 2025 учебном году осуществлялась в рамках работы над единой
методической темой « Развитие воспитательного пространства через внедрение модели социальнопедагогического партнерства».
Цель работы МО классных руководителей:
создание в школе единого воспитательного
пространства посредством поиска новых форм и методов воспитательной работы
Для достижения цели были поставлены задачи:
•
•
•
•
•
Развитие взаимодействия всех участников воспитательного процесса
Развитие социально-психологической службы в школе
Усиление работы по профилактике правонарушений, пропаганде ЗОЖ через внеклассные
мероприятия
Активизация деятельности классных руководителей по развитию духовно-нравственных
качеств обучающихся, гражданского и патриотического воспитания
Активизация сотрудничества классных руководителей с учреждениями дополнительного
образования.
Важную роль в повышении общетеоретического, методического уровня классных руководителей и
их квалификации играет школьное методическое объединение классных руководителей. Оно
проводилось в соответствии с планом работы, консультации для классных руководителей - по мере
необходимости и личного запроса. Так, в 2024-2025 учебном году состоялось 5 заседаний ШМО,
где были рассмотрены темы: « Эффективные формы работы по профилактике правонарушений»,
Внеурочная деятельность в работе классного руководителя: основные направления, способы
реализации. Работа объединений дополнительного образования», «Патриотическое воспитание как
систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся
гражданского сознания», «Мониторинг эффективности воспитательного процесса, воспитательной
системы школы за год». На заседаниях рассматривались общие методические вопросы, происходил
обмен опытом. Заседания МО были проведены в различных формах: инструктивно-методический
семинар, круглый стол, семинар - практикум, обмен опытом.
С целью совершенствования воспитательной работы в классных коллективах в 2024 - 2025 учебном
году разработаны Федеральные рабочие программы воспитания и Федеральные календарные планы
воспитательной работы, которые являются частью основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования. На основе Рабочей
программы воспитания и Календарных планов НОО, ООО, СОО, классные руководители составили
календарные планы ВР по модулям, где учитывались особенности функционирования
воспитательной системы школы, деятельность классного коллектива, индивидуальные и
возрастные особенности обучающихся. Системный подход к реализации поставленных задач
всеми участниками образовательных отношений позволил организовать в школе интересную и
событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что стало эффективным способом развития
эмоционального интеллекта и личностного потенциала школьников.
Классными руководителями использовались различные формы работы с обучающимися и их
родителями: классные часы целевой воспитательной тематической направленности, оказание
помощи классам в подготовке, проведении и анализе участия в общешкольных делах,интересные и
полезные совместные дела, игры и тренинги на сплочение и командообразование, внешкольные
мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера,
выбор актива, правил поведения, беседы и игры, конкурсы, родительские собрания и др.
Классными руководителями проводилась работа с учителями-предметниками по вопросу
успеваемости учащихся, родителям неуспевающих и слабоуспевающих учащихся направлены
уведомления по успеваемости детей, с выпиской оценок. Проводилась индивидуальная работа по
повышению успеваемости учащихся.
Анализ и изучение работы классных руководителей с классным коллективом показал, что
деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и
социально значимых задач.
Классные руководители исследуют состояние и эффективность воспитательного процесса в классе,
пользуясь методиками определения уровня воспитанности классного коллектива (и отдельно
каждого ученика класса) во внешне поведенческом аспекте, изучают уровень развития коллектива.
В классах проводились различные диагностики: анонимное анкетирование старшеклассников на
выявление употребления
наркотиков, определение психологического климата в классе,
анкетирование родителей. Много было проведено занятий со старшеклассниками по подготовке к
экзаменам и по профориентации.
Анализ деятельности классных руководителей за 2024-2025 учебный год показывает, что их
профессиональное мастерство имеет достаточно высокий уровень. Практически все педагоги
имеют многолетний опыт работы в роли классного руководителя, владеют целым арсеналом форм
и
способов организации воспитательного процесса, имеют высокую теоретическую и
методическую подготовку в целеполагании, планировании, организации и анализе воспитательной
работы, достаточно уверенно ориентируются в современных педагогических концепциях
воспитания и используют их как основу для педагогической деятельности.
Регулярные занятия самообразованием, коллективная методическая работа позволили классным
руководителям овладеть различными воспитательными средствами, способствующими
максимальной реализации педагогических возможностей в развитии индивидуальных качеств
личности.
В 2024-2025 учебном году классные руководители участвовали в профессиональных форумах,
семинарах, вебинарах а также в мероприятиях по распространению своего опыта, практических
результатов профессиональной деятельности (открытые классные часы, мастер - классы;
выступления на семинарах, круглых столах, вебинарах, конференциях, педагогических чтениях).
23 октября в Институте регионального развития Пензенской области состоялся круглый стол
Ассоциации классных руководителей региона « Классные лидеры: диалог и развитие» , в работе
которого приняла участие Лизунова Ю.Н., член Совета Ассоциации классных руководителей
Пензенской области, классный руководитель 9-а класса.
13 марта в Институте регионального развития Пензенской области состоялось заседание Совета
Ассоциации классных руководителей региона, на котором присутствовала классный руководитель
9-а класса Лизунова Ю.Н.
2 апреля в Институте регионального развития Пензенской области прошел VII Региональный
форум классных руководителей, в работе которого приняли участие Лизунова Ю.Н. и Патеева Г.Р.
11 апреля 2025 года состоялся Форум классных руководителей Каменского района, где модератором
диалоговой площадки «Эффективные технологии воспитания» была Лизунова Ю.Н., член Совета
Ассоциации классных руководителей Каменского района. Классный руководитель Патеева Г.Р.
провела тренинг «Я в ситуации выбора», а Аристова А.А., классный руководитель 2-а класса,
советник директора по воспитанию показала мастер –класс « Пройдись по Орлятским трекам»
Для обобщения и распространения собственного педагогического опыта по проблемам воспитания
обучающихся классные руководители размещали свои материалы на страничках педагогических
сообществ https://infourok.ru, https://nsportal.ru
Вывод : таким образом, методическая работа в школе осуществляется на удовлетворительном
уровне и органично соединяется с повседневной практикой педагогов, обеспечивает личностно
ориентированный подход в организации системы повышения квалификации классных
руководителей.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводился классными руководителями вместе с заместителем директора по
воспитательной работе с последующим обсуждением результатов на методическом объединении
классных руководителей.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся являлось педагогическое наблюдение. Внимание педагогов
сосредоточивалось на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии
обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить
не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
В начале октября 2024 г. в школе была проведена диагностика уровня воспитанности
учащихся 1-11 классов по методике, разработанной Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой. Всего
приняло участие 507 чел. (100%).
Критерии определения уровня воспитанности: воспитанность – это интегративная
личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных
качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям,
предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает, как соблюдение правил
поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека,
отражающуюся в его мировоззрении.
Изучение воспитанности школьников осуществлялось с учётом их возрастных
особенностей. Оно показало: средний и повышенный уровень воспитанности наблюдается у
большинства (38,4 и 37,3%) обучающихся 1-4 классов – это дети, у которых есть наличие
устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с
проявлением активной общественной, гражданской позиции (рис.1).
15,7
7
ниже среднего
средний
38,4
37,3
повешенный
высокий
рис.1
Среди учащихся 5-11 классов преобладает выше среднего уровень воспитанности (316
учащихся) – 59% (рис.2).
1,2
0,7
17,9
ниже среднего
средний
повышенный
59
рис.2
Вывод: доминирующим является хороший уровень воспитанности обучающихся
Из отчётов классных руководителей видно, что 85% поставленных педагогами на этот
учебный год воспитательных задач были решены. В 5,6,7 классах необходимо продолжить работу
над сплочением коллектива, в основном и в среднем звене по-прежнему остается проблема
зависимости детей от гаджетов, несмотря на то, что согласно школьному положению об
использовании средств мобильной связи пользование телефонами ограничено.
МОДУЛЬ «Организация предметно-эстетической среды»
Реализация
воспитательного
потенциала
предметно-пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других
участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в
воспитательном процессе. В 2024-2025 учебном году:
во дворе школы установлен флагшток с Государственным флагом Российской
Федерации;
проведение мероприятий сопровождалось звуковым оформлением позитивной духовнонравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, перед каждым
торжественным событием исполнялся Гимн Российской Федерации;
оформлялись и обновлялись «места новостей», стенды в помещениях (холл первого этажа,
холл второго этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного
содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся
и т. п.;
в течение учебного года оформлялись сменяемые экспозиции творческих
работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга6
- « Осень в моем городе»,
- « Люблю тебя, мой край родной»,
- «Мы за здоровый образ жизни!»
- «Космос глазами детей»
- « Рисуем Победу» и др.
Учащиеся, педагоги и родители участвуют в украшении школы к осенним и новогодним
праздникам. Ежегодно принимаем участие во Всероссийской акции « Окна Победы».
поддерживался эстетический вид всех помещений школы;
классные руководители совместно с обучающимися и родителями оформляли классы к
праздникам, принимали участие в уборке школьных аудиторий и пришкольной территории;
в течение учебного года разрабатывались и оформлялись пространства проведения
значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров
(событийный дизайн), организовывались фотозоны;
разрабатывались и обновлялись материалы (стендов и др.), акцентирующих внимание
обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе школы,
актуальных вопросах профилактики и безопасности;
предметно-пространственная среда строилась как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями
Особое внимание уделяется территории школы. Педагоги, родители, учащиеся делают
чистой, цветущей, красивой.
В данном направлении проводятся акции, субботники, еженедельные санитарные пятницы:
экологическая акция «Чистый двор»,
экологическая акция " Школа-наш дом, пусть чисто будет в нем"
Всероссийская акция "Сад Памяти".
Всероссийская акция #ТРУДКРУТ
акция "Озеленяй!"
месячник по благоустройству и др.
Данная работа отмечена Грамотой Главы администрации Каменского района за благоустройство
территории школы и города.
Вывод:
в
школе создано
благоприятное
предметно-пространственное,
событийное и информационно-культурное окружение.
МОДУЛЬ «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся предусматривала:
создание и деятельность в школе, в классах представительных органов родительского
сообщества, участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по
вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и
воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых
родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов,
врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий,
обмениваться опытом;
раздел «Родителям» на школьном интернет-сайте, где размещалась полезная для родителей
(законных представителей) информация и советы родителям, которые дает педагогпсихолог на странице социально-психологической службы («Родителям будущих
первоклассников», «Ваш ребенок — пятиклассник», «Сдаем ЕГЭ: рекомендации
родителям»,
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных
нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в гимназии в
соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и
общешкольных мероприятий.
В течение 2024-2025 учебного года осуществлялся периодический патронаж семей, составлялись
акты обследования жилищно-бытовых и социально-психологических условий проживания
несовершеннолетних. Некоторые семьи с целью контроля посещались неоднократно. С каждой
семьей проводилась индивидуальная профилактическая работа.
В 2024-2025 учебном году семьи учеников нашей школы участвовали в разных конкурсах. Так,
семья Азнобиных приняли участие в муниципальном этапе регионального конкурса «Мама, папа, я
-интеллектуальная семья», семья Аристовых –участница регионального семейного спортивного
фестиваля «Семейная команда», организованного региональным отделением
Российского
Движения Детей и Молодежи «Движение Первых».
В рамках регионального проекта «Академия отцов» семья Чухиля Егора стали участниками
областных соревнований по биатлону «Снежный десант» и заняла 1 место.
В целях профилактики преступлений и правонарушений, безопасности несовершеннолетних в
течение года осуществляется патрулирование педагогов и родительской общественности в местах
скопления молодежи, на водных объектах
(р. Кевда в районе Варваровского моста) и на
молодежной дискотеке в Суперпарке «Живая вода».
Вывод: работа с родителями остается одной из самых важных. Необходимо активнее
привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, применять новые формы
в работе с родителями (родительские посиделки, родительские гостиные, конференция
семейных проектов,совместные КТД и др.). Мониторинг изучения удовлетворенности родителей
образовательными услугами показал, что большинство родителей – 98% удовлетворены
обеспеченностью и благоустройством ОУ, качеством образования удовлетворены 96,2%
родителей.
Общий показатель удовлетворенности родителей качеством образования и
обеспеченностью школы -98%.
МОДУЛЬ «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в школе
предусматривает:
организацию и деятельность органов ученического самоуправления (Совет
Старшеклассников ), избранных обучающимися;
представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе
управления гимназии;
защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся;
участие представителей органов ученического самоуправления в разработке,обсуждении и
реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в
анализе воспитательной деятельности в школе.
Ученическое самоуправление организуется в соответствии с принципами:
добровольность;
включенность всех обучающихся; приоритет развития ребенка;
повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с
учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей);
доверие (предоставление обучающимся большей свободы действий, увеличение зоны их
ответственности);
открытость, честность.
В 2024-2025 учебном году действовал Совет Старшеклассников, сформированный в начале
года из числа обучающихся путем прямых выборов в каждом из классов (по 3 представителю от
8-11 классов).
Работа строится по направлениям: Центр «Информация», Центр «Знания»,
Центр «Нравственность и закон», Центр«Культура и досуга», Центр «Спорт и здоровье», Центр
«Шефы».
Активисты самоуправления принимали активное участие в работе РДДМ, различных
фестивалях и форумах. В 2024-2025 учебном году члены Совета Старшеклассников работали под
руководством советника по воспитательной работе Аристовой А.А. Принимали активное участие
в днях единых действий команды Навигаторы детства.
Члены Совета старшеклассников приняли активное участие в областном слете членов совета
старшеклассников « Будущее начинается сегодня».
Все мероприятии в рамках дня единых действий освещались на сайте и в социальной сети
ВК МОУСОШ №2.г. Каменки
Вывод: В 2025-2026 учебном году следует продолжить работу по развитию детского
самоуправления в классах и школе.
МОДУЛЬ «Социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства предусматривает участие
представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о
сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания
и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные,
региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
Такими мероприятиями в 2024-2025 учебном году стали:
в рамках проекта «Профессионалитет» школа сотрудничала в с Каменским техникумом
промышленных технологий;
при проведении профилактической работы школа сотрудничала с социальным приютом,
комиссий по делам несовершеннолетних, сотрудниками полиции, ОГИБДД, Налоговой
(были проведены беседы с сотрудниками в рамках проекта « Родительский университет»);
совместные мероприятия с центральной районной библиотекой, Школой искусств.
Вывод: социальное партнерство позволяет обогатить формы взаимодействия,
предоставляет много возможностей по приобретению нового опыта, знаний. Необходимо
расширять спектр социальных партнеров, разрабатывать и реализовывать совместно с
ними, обучающимися, педагогами
социальные
проекты
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и т.
д.
направленности, ориентированных на
воспитание обучающихся,
преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
МОДУЛЬ «Профориентация»
Организация профориентационной работы в школе является важным направлением в
структуре учебно-воспитательной работы. В школе обучаются дети, наделенные разными
способностями. Поэтому важно создать условия для психолого - педагогической поддержки в
профессиональном
самоопределении
обучающихся,
оказать
помощь
в
выявлении
профессиональных интересов, склонностей, определении реальных возможностей в освоении той
или иной профессии.
В школе отрабатывается система профориентационной работы, целью которой является
развитие ценностного отношения обучающихся к труду как основному способу достижения
жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основными задачами стали
формирование готовности обучающихся к осознанному выбору направления продолжения своего
образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для
дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности.
С 2022 года вопросы профориентационной направленности реализуются через занятие
«Разговоры о важном». С 1 сентября 2023 года начата реализация профессионального минимума:
урочная деятельность, внеурочная деятельность, курс занятий «Россия - мои горизонты»,
практико-ориентированный модуль, взаимодействие с родителями (законными представителями).
В ходе организационно-методической работы организованы с учетом интересов
обучающихся учебные курсы в 10-11 классах, курсы внеурочной деятельности, разработаны
организован цикл семинаров для классных руководителей, освещены профориентационные
вопросы на совещаниях, проводилось информационное сопровождение профориентационной
работы на школьном сайте и на официальной странице «ВКонтакте».
Работа с родителями включала в себя проведение индивидуальной и групповой работы с
родителями (законными представителями) по содействию в выборе профессии, организации
встреч учащихся с родителями – представителями различных профессий, привлечении родителей
к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения, проведении
родительских собраний «Как правильно выбрать профессию своему ребенку», подготовке
рекомендаций родителям, информировании родителей о работе кружков, спортивных секций,
факультативных занятий и курсов внеурочной деятельности.
Работа с учреждениями высшего и среднего профессионального образования
заключалась в организации экскурсий, тематических встреч-лекций с обучающимися о
направлениях и формах профессионального обучения, перспективах профессионального роста.
Ключевую роль в работе с обучающимися играет система урочной и внеурочной
деятельности. Учителя-предметники способствуют развитию познавательного интереса,
творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства:
проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные
недели,
олимпиады,
факультативы,
домашние
сочинения
и
т.д.;
обеспечивают
профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые,
профессионально важные навыки.
Шагом в будущую профессию для многих учащихся 9-10 классов становится выполнение и
защита индивидуальных проектов. Ребята не только раскрывают тему теоретически, но и пробуют
реализовать её на практике.
Учащиеся старших классов пробовали себя в роли учителей во время Дня самоуправления,
традиционно проводимом в День учителя (всего – 24 чел.).
В период летних каникул, на основании заключенных договоров с ЦЗН по Каменскому
району, функционировала трудовая бригада. Ребята оказывали помощь школе, помогали
в библиотеке, выполняли небольшие ремонтные работы.
Формирование ценностного отношения к труду, знакомство с профессиями, примерами
успешного построения карьеры, личностями, достигшими успеха проходило и на внеурочных
занятиях «Разговоры о важном» (люди творческих профессий, профессии прошлого и профессии
будущего,
ценность
профессии учителя.
Учителя в течение года проводили для обучающихся уроки финансовой грамотности, уроки
качества, уроки «Цифры», уроки «Эколята» и др.
Классные руководители совместно с активом детского общественного объединения проводят на
переменах профориентационные игры, педагог-психолог проводит диагностикупрофессиональной
направленности.
В школе реализуется
подпроект «Промышленный туризм» в рамках региональной
образовательной технологии «Образование для жизни». В рамках этого ребята совершили
следующие экскурсии:
Экскурсия в Дом – музей татарского народного быта «Мирас» (мастер – класс по
изготовлению пермячей);
Экскурсия в Музей живой воды «Кувака»;
Мастер- класс по изготовлению пиццы;
Экскурсия на Пензенскую кондитерскую фабрику.
Благодаря проделанной работе все выпускники 9 и 11 классов определились в выборе будущей
профессии.
В течение года обучающиеся и их родители получают информацию о проводимых Днях
открытых дверей учебных заведений. Объявления размещаются на школьной странице
«ВКонтакте».
Вывод: в школе ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся.Необходимо
продолжить координировать работу классных руководителей по организации индивидуальной
работы с обучающимися и их родителями для формирования обоснованных профессиональных
потребностей и их педагогической коррекции, участию обучающихся в федеральном проекте
«Билет в будущее».
МОДУЛЬ «Детские общественные объединения»
Действующее на базе детское общественное объединение – это добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых,
объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе
общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от
20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5).
В школе в 2024-2025 учебном году действовали детские общественные объединения «Совет
старшекласников», «Орлята России», «РДДМ».
Целью Совета обучающихся является создание условий для всестороннего развития учащихся в
различных сферах общественной жизни, раскрытия и реализации их творческого потенциала.
Активисты детских общественных объединений – постоянные участники районной Школы
активы, районных фестивалей и форумов.
На базе школы функционировали отряды «Юнармия», «ЮИД». Воспитание в детских
общественных объединениях осуществлялось через:
организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить
важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим
людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение
общаться, слушать и слышать других: организация праздничных концертов и встреч,
изготовление открыток и сувениров учащимися школы пожилым людям;
участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (уборка мусора на
закрепленной территории, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и
другие (добровольческие акции «Капля добра», «Сделаем вместе», экологические –
«Чистый город – чистая душа», «Осенняя неделя добра» и др., подготовка концертных
программ к Дню учителя, Международному женскому дню и др., помощь в проведении
мастер- классов для начальной школы, организации выставок творческих работ, встреч с
ветеранами, экскурсий по школе, спортивных мероприятий и др.) ;
клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного
объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в
школе , празднования знаменательных для членов объединения событий (еженедельные
собрания членов Совета РДДМ, Совета обучающихся);
рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации
деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников
(«Посвящение в «Орлята России», «Посвящение в первоклассники», игры, мастер-классы и
до.);
поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у
ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что
происходит в объединении;
участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности
на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
В нашей школе в рамках военно-патриотического воспитания школьников действует юнармейское
движение. Команды Школы в рамках деятельности
«Юнармия» заняли в районной военноспортивной игре «Сурский рубеж» 2 место (команда 14-17 лет) (наставник Новоженова Н.А.). в
2024-2025 учебном году впервые приняли участие в районном конкурсе «Красавица в погонах
2025», где выступление девушек было успешным: Канеева Юлия заняла 2 место, Шарипова Бону 3 место.
Юнармейцы оказывали содействие во встречах с ветеранами боевых действий, в сборе
гуманитарной помощи для воинов СВО, изготовлению маскировочных сетей и блиндажных свечей
Отряд ЮИД (руководитель Новоженова Н.А.) принимал активное участие в мероприятиях
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма – акции «Засветись!», «Береги
пешехода», «Весна идёт - весне дорогу», проводили мероприятия «Детям - безопасную дорогу»,
викторины и игры по правилам дорожного движения в начальной школе.
Юидовцы принимали участие в районных мероприятиях в 2024-2025 учебном году успешно.
Так, в районном творческом конкурсе «Безопасное движение» Гостев Максим занял 2 место.
МОДУЛЬ «Волонтерство».
В 2024-2025 учебном году продолжена деятельность волонтёрского отряда « Добрые сердца».
Курирует деятельность отряда Ильметова О.Г.
Основными направлениями реализации волонтерской деятельности в нашей школе являются:
- экологическое;
- социальное;
- патриотическое.
Целью эколого-волонтёрского образования и воспитания обучающихся является формирование
таких качеств личности, как экологическая культура, ответственное отношение к добровольческой
деятельности, бережное отношение к окружающей среде.
Работа в этом направлении строится с использованием различных способов вовлечения,
обучающихся в активную природоохранную и добровольческую деятельность: ребята учатся видеть
прекрасное в обыкновенном и будничном.
В рамках экологического волонтерства учащиеся приняли участие в следующих мероприятиях:
- акции «Покорми птиц зимой»; «Чистый двор», «Мы чистим мир»
- операции «Кормушка», «Зеленый мир»;
В рамках социального волонтерства учащиеся организовали и провели:
- акция «День добра и уважения» (поздравление ветеранов педагогического труда);
- классный час для учащихся 5 – 7 классов на тему ««Влияние вредных привычек на здоровье
человека»;
- акция « Поздравь педагога», приуроченная Году педагога и наставника.
- урок добра для учащихся 1 – 4 классов.
- оказали помощь пожилым людям микрорайона школы в уборке палисадников.
Члены волонтерского отряда сотрудничают с объединением детей с ограниченными
возможностями «Дружные ребята» и постоянно оказывают им помощь.
В рамка патриотического волонтерства участвовали в мероприятиях:
акции «Память в граните»,
онлайн-акции «Бессмертный полк»,
Всероссийской акции «Окна Победы»
Патриотическая онлайн-акция "Не гаснет памяти огонь»
Акции по плетению маскировочных сетей для бойцов СВО « Своих не бросаем»
Акция « Добрые открытки солдатам».
В канун Дня Победы для жителей микрорайона школы подготовили праздничный концерт"
Мы с тобой наследники Победы!"
Акция « Сад памяти»
Акция « Свеча памяти»
Всероссийская акция «Вальс Победы»
Члены отряда - активные участники многих школьных, районных мероприятий.
27 июня, в День российской молодежи, были вручены Почетные грамоты и Благодарственные
письма администрации Каменского района и города Каменка за активную жизненную позицию, за
участие в волонтерской деятельности. Среди награжденных были ученики нашей школы:
Акжигитова Динара (8-а класс), Агафонов Евгений (10 класс), Коршак Матвей (11 класс) и Кузьмин
Евгений (11 класс).
МОДУЛЬ «Профилактика и безопасность»
В течение 2024-2025 учебного года социально - педагогическая работа осуществлялась в
соответствии с планом работы и поставленной целью: создание благоприятных условий для
реализации прав ребёнка в учебном заведении и задачами:
изучение
психолого-педагогических особенностей личности, условий
жизни
обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем;
оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к различным
категориям социальной незащищённости;
организация профилактической, коррекционной,
информационной работы;
сотрудничество
с
органами
системы
профилактики
в
работе
с субъектами образовательного процесса.
Исходя из указанных целей и задач, был составлен план работы. При реализации плана
осуществлялось взаимодействие с учителями-предметниками, родителями, школьным психологом, специалистами социальных служб, инспекторами ПДН, специалистами КДН,
сотрудниками полиции.
В начале года были созданы и проанализированы социальные паспорта классов для
выявления разных категорий учащихся. Определены приоритетные направления работы с детьми
«группы риска», опекаемыми, детьми-инвалидами, семьями и детьми, находящимися в социально
опасном положении:
изучение социальных проблем учеников и семей;
ведение контроля и профилактической работы с детьми и семьями, состоящими на всех
видах профилактического учёта;
осуществление социальной защиты детей из семей «группы риска»: многодетных,
опекаемых; малоимущих, неполных.
В течение года проводилась следующая работа с данными категориями семей/детей.
1. Посещение на дому с целью обследования жилищно - бытовых условий. Организовано
посещение семей (в каникулярное время), также посещали семьи по ранее
запланированному графику.
2. Беседы с учащимися разных категорий и их родителями. В течение года классными
руководителями проведены классные часы, направленные на ЗОЖ, толерантное отношениек
окружающим людям, о правилах поведения в школе, вредных привычках, правах и
обязанностях, проведены спортивные мероприятия и т.д.
3. В течение 2024-2025 учебного года совместно с сотрудниками ОДН были
организованы посещения семей учащихся по месту жительства (семья Лукьяновых).
4. Классные руководители и зам.дир.по ВР в течение учебного года принимали участие в
заседаниях КДН .
5. Вовлечение учащихся во внеурочную работу и организация их досуга. 100% учащихся
школы
вовлечены в организованные формы внеурочной занятости.
6. Организация работы Совета по профилактики. Проведено 6 заседаний с участием
классных руководителей, родителей, учащихся.
7. Организовывались рейды с привлечением родителей. Основными направлениями рейдов
было патрулирование микрорайона школы, места скопления молодежи с целью выявления
н/л склонных к совершению правонарушений, бродяжничеству, употреблению спиртных
напитков, ПАВ, нарушения общественного порядка, места скопления молодежи, точки
реализующих алкогольную и табачную продукцию. Нарушений не выявлено.
8. Организация и проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями. В
течение учебного года проводилась профилактическая и коррекционная работа с
учащимися и семьями учетных категорий, которая отражалась в карточках. С учащимися
учетных категорий проведены беседы на различные темы «Так ли безобидно мелкое
хулиганство?», «Защита персональных данных и личной информации в сети Интернет»,
«Внеурочная занятость», «Алкоголь и жизненные перспективы человека», «Наркотики –
путь в никуда» и т.д. Проводились индивидуальные беседы и консультации с детьми,
родителями по воспитанию, обучению, контролировалась посещаемость, успеваемость
учащихся, собиралась информация о каникулярной занятости н/л и т.д. Четверо учащихся
«группы риска» и состоящих на учете в ПДН и ВШУ приняли участие в районном
профилактическом мероприятии.
9. В работе учтены возрастные и психологические особенности каждого школьника, его
задатки, способности, интересы. В течение всего учебного года дети указанных категорий
вовлекались в различную внеклассную деятельность: к организации общешкольных и
классных мероприятий,к занятиям в кружках, секциях, спортивных состязаниях.
Вывод: серьёзной проблемой остаётся первичная профилактика семей и детей группы риска,
социального сиротства и СОП.
Поэтому на следующий год необходимо:
продолжить совместную работу с органами профилактики, направленную на раннее
выявление возникающих проблем в сфере ближайшего окружения ребёнка и устранение
причин, порождающие эти проблемы;
изучать психолого-возрастные особенности детей, их интересы, условия жизни в семье;
продолжить активную работу по вовлечению несовершеннолетних «группы риска», СОП в
дополнительное образование;
формирование
у
несовершеннолетних
гуманистического
социально-активного,
ответственного поведения.
Администрации школы совместно с социально-психологической службой, учреждениями
района продолжить методическое просвещение классных руководителей по работе с детьми,
склонных к правонарушениям, и их родителей, продолжить тесную связь школы и семьи,
опираясь на современные технологии родительского образования.
Таким образом, воспитательная деятельность школы строилась на основе учебных и
воспитательных программ, общешкольного комплексного воспитательного плана, основой
которого были направления, способствующие гармоничному развитию воспитанника, раскрытию
его интеллектуальных, духовных и личностных качеств. Для достижения целей администрацией и
коллективом были созданы условия в целях личностно-ориентированного образования школьника,
способствующие его разностороннему развитию. Организация и проведение воспитательных
мероприятий осуществлялись,
исходя из
интересов, интеллектуальных и физических
возможностей учащихся, что обеспечивало реализацию личностно-ориентированного подхода при
одновременном обеспечении массовости мероприятий. Все аспекты воспитательной работы
позволили учащимся ярко и неординарно проявить свои творческие способности.
ЗАДАЧИ НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД:
1. Обеспечить включенность максимального количества детей в общешкольные
мероприятия, способствовать интенсификации общения, постановке детей в ответственную
позицию к происходящему в школе.
2. Продолжить работу педагогического коллектива по выявлению и развитию одаренных детей
через вовлечение в разные формы работы во внеурочной деятельности.
3. Активно привлекать родителей к использованию электронных ресурсов ФГИС «Моя школа»,
«МАХ» как средства получения информации.
4. Активизировать взаимодействие родителей и педагогов, оказывающих непосредственное
влияние на формирование профессионального определения обучающихся.
5. Продолжить работу с учащимися по повышению социального статуса ребенка из
неблагополучных семей, семей, находящейся в СОП, а также в ТЖС.
6. Вовлекать в работу с трудными подростками не только социального педагога, педагогапсихолога и классного руководителя, но и педагогов дополнительного образования, мотивировать
этих детей к творческой и трудовой деятельности
7. Активизировать сотрудничество с семьями: расширить взаимодействия с родителями, увеличив
число совместных семейных мероприятий, круглых столов и тренингов, помогающих семьям
глубже интегрироваться в учебно-воспитательную систему.
Заместитель директора по ВР
/Савина И.Н./