Министерство просвещения Пензенской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №2 г. Каменки
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МОУ СОШ №2
Протокол №1 от
29.08.2025г.
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УР
_ Е.В.Кугушева
29.08.2025
УТВЕРЖДЕНО
Директор
МОУ СОШ №2
____Н.Ф.Баранова
Приказ №74
от 01.09.2025
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР)
обучающегося с РАС с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и
множественными нарушениями развития
(вариант 2)
5 класса
Чекуряевой Амины Наилевны
г. Каменка 2025-2026
Структура СИПР
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Пояснительная записка
Общие сведения о ребѐнке.
Психолого-педагогическая характеристика.
Индивидуальный учебный план.
Содержание образования.
5.1. Базовые учебные действия.
5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Программа сотрудничества с семьей.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
1. Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) определяет специфику
освоения содержания образовательного стандарта на основе индивидуальной программы
реабилитации
или
реабилитации
ребенка-инвалида,
рекомендаций
психологомедикопедагогической комиссии и службы психолого-медико-педагогического сопровождения
образовательной организации, комплексной диагностики психофизических возможностей
ребенка, с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных
потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. СИПР составляется для
обучающегося с тяжёлой умственной отсталостью с тяжелыми множественными нарушениями
развития
(ТМНР).
СИПР направлен на развитие у ребенка максимально возможной самостоятельности и
расширение жизненного опыта.
Нормативно-правовой базой проектирования СИПР является Федеральный закон от
29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Федеральный
государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной, тяжѐлой
и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжѐлыми и
множественными нарушениями развития, утвержденный приказом №1599 Министерства
образования и науки Российской Федерации 19.12.2014 и АОП обучающегося с умеренной,
тяжѐлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжѐлыми и
множественными нарушениями развития.
Программа составлена на основании:
АООП образования обучающегося с умеренной, тяжѐлой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжѐлыми и множественными
нарушениями развития
Устава МОУ СОШ №2 г.Каменки,
Положение
о
психолого-медико-педагогическом
сопровождении
детей
с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся инклюзивно
в МОУ СОШ №2 г.Каменки;
Положение о системе оценивания, формах, периодичности проведения, промежуточной
аттестации обучающихся с умственной отсталостью;
Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся.
Специальная индивидуальная программа развития
2. Общие сведения об обучающемся
ФИО ребенка: Чекуряева Амина Наилевна
Дата рождения: 29.05.2013
Возраст ребенка: 12 лет
Место жительства: г. Каменка, ул. Заводская, 2а-30
Мать: Заичкина Лилия Наильевна
Год обучения в МОУ СОШ №2 г. Каменки: 5
Ступень обучения:
3.Общая характеристика развития обучающегося
Чекуряева Амина обучается в МОУ СОШ №2 с 1 класса. В начальную школу поступила 1
сентября 2021 года. На протяжении четырёх лет обучения в школе по медицинским показаниям
находится на индивидуальном надомном обучении. Обучается
по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с РАС в сочетании с интеллектуальными
нарушениями и тяжёлыми нарушениями речи (коллегиальное заключение от 03.09.2021 года)
Состав семьи:
Мать - Заичкина Лилия Наильевна.
Девочка из неполной семьи. Мать внимательна к дочери, заинтересована в её развитии,
обеспечивает условия для систематического проведения занятий и приобретает все необходимые
учебные и дидактические пособия по рекомендации учителя. Лилия Наильевна соблюдает
расписание и режим занятий.
За время обучения у Амины выработался определённый порядок занятий. Временные рамки
урока выдерживает при частой смене деятельности. Способна непродолжительное время занятий
находиться в учебной позе. Сопряжённо с учителем выполняет практические задания. У Амины
отмечаются трудности общей координации движений. Мелкая моторика пальцев рук слабо
дифференцирована (захват карандаша, ручки, кисти, шнурование, застегивание и др.). Затрудняется
при выполнении пальчиковых упражнений, не сформированы графомоторные умения. При
выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым.
Самостоятельные действия при выполнении заданий отсутствуют.
Уровень познавательных возможностей низкий. Письменная и устная речь отсутствуют.
Обращённую речь понимает на узко - бытовом уровне, понимает назначение предметов
повседневной жизни, реагирует на своё имя. Использует невербальные средства общения: мимику,
жесты, позу. Не узнает предмет на изображении, не включается в деятельность, в том числе при
условии использования мотивационных стимулов. Представление о цвете отсутствует.
Геометрические фигуры не узнает. Представления об окружающем мире не сформированы.
По характеру Амина добрая, неагрессивная. Проявляет радость при встрече. Охотно идёт на
контакт со взрослыми людьми. Детей не очень любит. Положительно реагирует на прикосновения
человека. С удовольствием держит за руку. Любит сжимать свои пальцы в замок с рукой
присутствующего. Любит, когда похлопывают её руки. Нравится, когда поглаживают спину.
Поддерживает контакт в процессе взаимодействия со взрослым.
Избегает контакта со сверстниками. Совместная игровая деятельность со сверстниками
отсутствует. Устанавливает контакт избирательно (симпатии, антипатии).
У девочки наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы: неадекватный крик,
отсутствие самоконтроля над своим поведением. Может свободно перемещаться по классу,
размахивать руками или издавать гортанные звуки, не реагируя на замечания учителя.
Успокаивается, если взять за руку или обнять.
Навыки социального поведения не сформированы. В незнакомом месте или обстановке
испытывает дискомфорт.
Низкое интеллектуальное, психомоторное и психофизическое развитие требует повышенного
внимания, индивидуального сопровождения обучающегося со стороны учителя, взрослого.
Приоритетные образовательные предметы:
1. Речь и альтернативная коммуникация.
2.Окружающий природный мир.
7. Изобразительная деятельность.
8. Домоводство.
Особые образовательные потребности ребенка в школе - обязательность непрерывности
коррекционно-развивающего процесса, реализуемого через содержание образовательных
областей и в процессе индивидуальной работы;
- использование специальных методов, приѐмов и средств обучения (в том числе
специализированных ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных
путей» обучения;
- индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося
ребѐнка;
- наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебнопознавательных задач, решаемых в процессе образования;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
- специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
- коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему
спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение,
обсуждать мысли и чувства и т.д.);
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды через
индивидуальный образовательный маршрут;
- использование специальных методов
формирования
графо-моторных
навыков,
пространственных
и
временных представлений,
приемы
сравнения,
сопоставления, противопоставления при освоении нового материала;
- комплексное ППМС сопровождение: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель.
Цели:
освоение Аминой специальной индивидуальной программы развития на доступном ей уровне.
Задачи на текущий период:
• формирование общей культуры, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие
творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
• обеспечение планируемых результатов по освоению Аминой целевых установок, приобретению
знаний, умений, навыков;
• развитие личности Амины в её индивидуальности, успешной социальной адаптации и
интеграции;
• достижение планируемых результатов освоения СИПР Аминой;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи
обучающейся с умственной отсталостью, ТМНР с учетом особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии и ИПР);
• организация оздоровительной деятельности;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;
• предоставление ребёнку возможности накопления опыта самостоятельности и активности в
реализации освоенных умений и навыков в урочной и внеурочной деятельности;
• включение ученика в процессы познания внешкольной социальной среды (посѐлка, района).
4. Индивидуальный учебный план
Специальная индивидуальная программа развития включает индивидуальный учебный план, в
котором определен индивидуальный набор учебных предметов из образовательных областей и
коррекционных мероприятий, соответствующий особым образовательным возможностям и
потребностям обучающейся с указанием объема учебной нагрузки. Индивидуальный учебный
план составлен на основе примерного учебного плана для образовательных организаций,
реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с
умеренной, тяжѐлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжѐлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Исходя из структуры нарушений, приоритетными областями являются:
Образовательные:
Язык и речевая практика. Учебный предмет - Речь и альтернативная коммуникация.
Окружающий мир. Учебный предмет - Окружающий природный мир.
Искусство. Учебный предмет - Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)
Технология. Учебный предмет – Домоводство.
Недельный индивидуальный учебный план
Образовательные
области
1.Язык и речевая
практика
2.Окружающий мир
Образовательные
компоненты
Речь и альтернативная
коммуникация
Окружающий природный мир
Количество часов в неделю
индивидуальных
Групповые
занятия
2
1
-
3.Искусство
Домоводство
2
-
Изобразительная деятельность
2
-
Итого
7
-
Коррекционные занятия
Логопед «Альтернативная коммуникация»
2
-
5. Содержание образования.
Среди детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития (далее ТМНР)
значительное количество неговорящих детей. Это предъявляет особые требования к учителю,
организации самого процесса обучения и коммуникативной деятельности.
Каждая из образовательных областей в «Программе» основана на понимании того, что
дети этой нозологической группы обучаемы, то есть способны овладеть навыками общения,
социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и
в доступных для них пределах когнитивного развития.
Однако даже при специальном обучении у них отмечается более позднее появление лепета
и первых слогов, задержка проявления дифференцированной эмоциональной реакции, слабый
интерес к окружающим объектам и игре, неадекватное поведение. Речь таких обучающихся
формируется крайне медленно и ограниченно, ее понимание даже на бытовом уровне в
вербальной форме крайне затруднено.
Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все ее функции —
коммуникативную, познавательную, регулирующую. Для этих обучающихся характерны ярко
выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличие в нем своеобразных «пустот» и
пробелов, чрезвычайная скудость представлений, несформированность способов восприятия,
социальная незрелость.
Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к чрезвычайному ограничению
зоны ближайшего развития этих детей и подростков. Длительная
невостребованность их
потенциальных способностей в сочетании с отсутствием помощи взрослого в развертывании
своей собственной программы развития приводят к тому, что фактически все формы активности
находятся у них в обедненном, а нередко в редуцированном виде.
В работе с неговорящими детьми вербальные средства передачи информации
малоэффективны, а зачастую не возможны, поэтому необходимость в создании специальных
адаптивных программ для этой категории детей является на сегодняшний день актуальным.
В
данной программе в качестве основного средства взаимодействия осуществляющейся на основе
тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью является невербальная
коммуникация.
Система коммуникации включает различные средства: слово, жест, фотография, картинка,
символ. Ребенок сам выбирает то, или иное средство общения в определенной ситуации. Также
учитывается, что альтернативные средства общения (жестовый язык, символы) не могут
полностью заменить речь, поэтому жест постоянно подкрепляется словом.
Для данной категории детей материал программы не регламентируются временными рамками
по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом
необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения
новых элементов в контекст уже освоенных умений.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей обучающегося, темп
прохождения материала замедляется или увеличивается.
Этим обоснован
выбор
данной образовательной программы, которая
больше
соответствует тому содержанию, которое предлагается для изучения детьми с ТМНР.
«Программой» определены средства обучения, предметно-развивающая среда, формы
взаимодействия со взрослыми участниками образовательного процесса, содержание
образовательного процесса в соответствии с общим и национально-региональным компонентом
образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы обучения обучающихся с тяжелой у.о., имеющих «тяжелый речевой
дефект», состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в
формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой,
элементарной учебной, общения, трудовой).
Возможные личностные результаты освоения АООП обучающимися с тяжелой
умственной отсталостью заносятся в СИПР с учетом их индивидуальных возможностей и особых
образовательных потребностей и могут включать:
Личностные результаты:
Осознание себя в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к
определѐнному полу, как «Я»;
Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной
деятельности;
Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;
Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои
поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых
правилах;
Владение правилами поведения в учебной ситуации;
Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и
сопереживание чувствам других;
Владение навыками сотрудничества с взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях
доступным образом;
Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;
Владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный
вариант содержания образования.
5.1. Базовые учебные действия.
Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование
готовности к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной
отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2.
Формирование учебного поведения:
•
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
•
умение выполнять инструкции педагога;
•
использование по назначению учебных материалов;
умение
выполнять
действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
• в течение определенного периода времени.
Личностные базовые учебные действия:
• принятие роли обучающегося;
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
• личностное самоопределение с учетом особых образовательных, в том числе и
индивидуальных потребностей;
• формирование элементарных представлений о картине мира;
• положительное отношение к окружающей действительности;
• ориентация на самостоятельность и социально-бытовую независимость;
Регулятивные базовые учебные действия:
• умение выполнять инструкции учителя;
• умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
• использование
в
учебно-познавательной
деятельности
сохранных
анализаторов;
• умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую
помощь для решения и достижения результата учебной деятельности.
Познавательные базовые учебные действия:
• выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых
условий;
• алгоритмизация практического действия; умение слушать учебные тексты;
• освоение элементарных общих понятий.
Коммуникативные базовые учебные действия:
умение слушать и вступать в
диалог; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности;
• договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с
окружающими;
• владение элементарной диалогической речью.
5.2. Содержание учебных предметов.
РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИ (2 часа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
(предметная область «Язык и речевая практика») для обучающихся 5 класса составлена в
соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся с умеренной, тяжѐлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), является
учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью объем и содержание образования, планируемые
результаты освоения образовательной программы, примерные усло вия образовательной
деятельности.
Цель реализации программы:
АООП образования (вариант 2) обучающихся с умственной отсталостью направлена на
формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и
социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для
самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков,
позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной само- независимости в
повседневной жизни.
Программа направлена на формирование навыков самостоятельной деятельности,
социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека.
Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его
полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными нарушениями интеллекта
отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной,
регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная
(звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими
значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную
педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных
речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств
коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием
средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе
социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является
индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных
социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная
работа по введению ребѐнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает
планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в
доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами:
«Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»,
«Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков
установления, поддержания и завершения контакта.
При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются
обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство
коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей)
речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма
или др. К альтернативным средствам комму- никации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет,
графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма,
напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы,
планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает
импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на
формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи
направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить
предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится
общаться, пользуясь альтернативными средствами.
Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки осмысленному
чтению и письму, начальные навыки чтения и письма
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является
развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в
соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных
жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное
расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Освоение АООП (вариант 2) учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»,
созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью
двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных предметных.
Ожидаемые личностные результаты освоения учебного предмета «Речь и альтернативная
коммуникация» (6 класс):
основы
персональной
идентичности,
осознание
своей
принадлежности
к
определенному полу, осознание себя как «Я»;
•
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
•
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование
уважительного отношения к окружающим;
•
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
•
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
•
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, обще- принятых правилах;
•
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
•
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
•
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Возможные предметные результаты освоения» учебного предмета «Речь и
альтернативная коммуникация»:
•
развитие предпосылок к пользованию средствами альтернативной коммуникации:
жестами, взглядами, символами, знаками, позами, рисунками, пиктограммами;
•
элементарное сопровождение выражения собственных просьб, желаний жестами,
знаками, символами;
•
умение принимать участие в диалоге, отвечать на вопросы с помощью речи или
знаковых заместителей;
•
развитие внимания, памяти, восприятия,
•
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
.
3
Наименование разделов и тем
«Коммуникация»:
Коммуникация с использованием вербальных и невербальных
средств
«Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»
Импрессивная речь.
Экспрессивная речь.
«Чтение»
«Читаем и раскрашиваем сказки»
Итого
Всего часов
16
16
31
5
68
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств
Мы хотим учиться. Читаем вместе «Стихи о человеке и его часах». Заучивание стихотворения
«Мы хотим учиться». Чтение рассказа В. Голявкина «Как я под партой сидел». Пословицы о школе.
Чтение рассказа С. Козлова «Ливень». Слушание сказки «Красная шапочка».(Развитие слухового
внимания). Слушание сказки «Хаврошечка». (Развитие слухового внимания). Слушание рассказа по Е.
Ильиной « Шум и Шумок». Заучивание стихотворения И. Бунина «Осыпаются астры в садах». Чтение
рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге». Слушание сказки «Петушок золотой гребешок». Чтение
сказки «Петушок золотой гребешок». Слушание рассказа по В. Пескову « Листья опадают с кленов».
Дары осени. Работа с сюжетной картиной. Осень. Работа с предметными картинками. «Осени щедрые
дары». Работа с предметными картинками. Слушание рассказа по В. Бианки «Осени щедрые дары».
Сезонная одежда. Работа с предметными картинками. Чтение стихотворения И.
Мазнина «Посмотри, как день прекрасен».
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
«Мои родители». «Мои родственники». Все профессии важны. Профессия – Учитель.
«Почему осенью листопад» составление рассказа по картинке. «Улетают птицы в теплые края»
составление рассказа по картинке. «Зимующие птицы» называние птиц по картинке. Слушание
голосов зимующих птиц (звукоподражание). Слушание голосов диких животных
(звукоподражание). Развитие слухового внимания. «Дикие животные» составление рассказа по
картинке. Чтение рассказов про животных. Чтение рассказа по Г. Снегирева «Как птицы и звери к
зиме готовятся». Слушание голосов диких животных (звукоподражание). Чтение сказки
«Морозко». Прослушивание сказки «Морозко». Чтение рассказа по М. Пляцковскому « Какая
бывает зима». Чтение стихотворения Л. Яхнина «Зима». Чтение сказки «Снежная
королева».Слушание сказки «Снежная королева». Заучивание стихотворения про Новый год.
«Новогодняя елка» веселые задания.
Экспрессивная речь.
«Приветствие». Составление короткого рассказа «Мои зимние каникулы». Составление
короткого рассказа «Досуг в моей семье». Составление короткого рассказа «Зимние забавы».
«Зимние забавы». Работа с предметными картинками. Слушание русской сказки в обработке
А.Толстого «Лиса и волк» (1, 2 части). Слушание русской сказки в обработке А.Толстого «Лиса и
волк» (3, 4 части). Слушание рассказа по А. Тумбасову «В шубах и шапках». Разучивание
стихотворения Е. Ровинской «Загадки на снегу». Чтение рассказа по Г. Скребицкому «Редкая
гостья». Животные и их детеныши. Жилище диких животных. «Мой класс». Прослушивание
рассказа по М. Пляцковскому «Урок Дружбы». Разучивание стихотворения к празднику Дню
Защитника Отечества. Составление рассказа по картинке «Весна пришла». Разучивание
стихотворения к празднику 8 марта. Чтение стихотворения Е. Благининой «Забота». «Скворцы
прилетели». Доскажи словечко (весенние загадки). Чтение рассказа по Э.Шиму «Всему свой
срок». Мое любимое животное. Какой бывает транспорт. Наземный транспорт. Подземный
транспорт. Воздушный транспорт. Водный транспорт. Разучивание стихотворения И. Никитина
«Полюбуйся, весна наступает». Приметы весны. Рассказ по серии картинок. В мире волшебной
сказки. Чтение и прослушивание русской народной сказки «Царевна-лягушка». Чтение рассказа
по Л. Толстому «Лев и собачка». Чтение рассказа по Б.Житкову «Как слон спас хозяина от тигра».
Заучивание стихотворения Г. Виеру «Девятое Мая». «Месяц Май». Работа с предметными
картинками. Прослушивание рассказа Г.Скребицкого «Лесной голосок». «Лесные звуки»
прослушивание звуков природы. Летние приметы.
Чтение
Чтение
Читаем и разукрашиваем сказки. Чтение русской народной сказки «Гуси лебеди». Работа с
книгой, ответы на вопросы, выделение главного героя .Чтение коротких рассказов.
Письмо (в течении всего учебного года)
Самостоятельное «Письмо» по образцу предложений из двух слов. Самостоятельное
«Письмо» по образцу предложений из трех слов. Списывание предложения с учебника.
Списывание стихотворения с учебника. Задание на листочке: «Вставь пропущенную букву».
Задание на листочке: «Вставь пропущенное слово». Написание коротких слов под диктовку.
Составление слов из разрезной азбуки и «копирование» их в печатную тетрадь. Самостоятельное
«Списывание» по учебнику предложения из трех слов. Самостоятельное «Письмо» имен мамы,
папы, дедушки, бабушки, одноклассников, учителей. Самостоятельное выкладывание слов на
мозаике или по образцу. Самостоятельное выкладывание слов из зерен. Рисование по точкам и
раскрашивание. Самостоятельное «Письмо» по образцу названия профессий. Самостоятельное
«Письмо» загадки в печатную тетрадь.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
2
3
Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств. Мы хотим учиться.
Читаем вместе «Стихи о человеке и его часах» С.Баруздина.
Заучивание стихотворения «Мы хотим учиться» Г. Белова
Чтение рассказа В. Голявкина «Как я под партой сидел». Пословицы о школе.
4
Чтение рассказа С.Козлова «Ливень».
5
6
Слушание сказки «Красная шапочка». (Развитие слухового внимания).
Слушание сказки «Хаврошечка». (Развитие слухового внимания).
7
Слушание рассказа по Е.Ильиной «Шум и Шумок»
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Заучивание стихотворения И. Бунина «Осыпаются астры в садах»
Чтение рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге»
Слушание сказки «Петушок золотой гребешок»
Слушание рассказа по В. Пескову «Листья опадают с кленов»
Осень. Ра бота с предметными картинками.
«Осени щедрые дары». Работа с предметными картинками.
Слушание рассказа по В.Бианки «Осени щедрые дары».
Сезонная одежда. Работа с предметными картинками.
Чтение стихотворения И. Мазнина «Посмотри, как день прекрасен»
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Импрессивная речь.
«Мои родители. Мои родственники»
Все профессии важны. Профессия – учитель.
«Почему осенью листопад» составление рассказа по картинке
«Улетают птицы в теплые края» составление рассказа по картинке
«Зимующие птицы» называние птиц по картинке
Слушание голосов зимующих птиц (звукоподражание)
Слушание голосов диких животных (звукоподражание)
«Дикие животные» составление рассказа по картинке
Чтение рассказов про животных
Чтение рассказа по Г. Снегирева «Как птицы и звери к зиме готовятся»
Чтение сказки «Морозко»
Чтение рассказа по М. Пляцковскому «Какая бывает зима»
Чтение стихотворения Л. Яхнина «Зима»
Чтение сказки «Снежная королева»
Заучивание стихотворения про Новый год.
«Новогодняя елка» веселые задания
Экспрессивная речь. «Приветствие». Составление короткого рассказа «Мои зимние каникулы»
34
35
36
Составление короткого рассказа «Досуг в моей семье»
Составление короткого рассказа «Зимние забавы». Работа с предметными картинками.
Слушание русской сказки в обработке А.Толстого «Лиса и волк»
1
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
Слушание рассказа по А. Тумбасову «В шубах и шапках»
Разучивание стихотворения Е. Ровинской «Загадки на снегу»
Чтение рассказа по Г. Скребицкому «Редкая гостья»
Животные и их детеныши
Жилище диких животных
Прослушивание рассказа по М. Пляцковскому «Урок Дружбы»
Разучивание стихотворения к празднику Дню Защитника Отечества.
Разучивание стихотворения к празднику Дню Защитника Отечества.
Составление рассказа по картинке «Весна пришла»
Разучивание стихотворения к празднику 8 марта.
Чтение стихотворения Е. Благининой «Забота»
«Скворцы прилетели»
Доскажи словечко (весенние загадки).
Чтение рассказа по Э.Шиму «Всему свой срок»
Мое любимое животное (работа по фото)
52
Какой бывает транспорт
53
Наземный транспорт. Подземный транспорт.
54
Воздушный транспорт. Водный транспорт.
55
Разучивание стихотворения И. Никитина « Полюбуйся, весна наступает»
56
Приметы весны. Рассказ по серии картинок
57
В мире волшебной сказки. Прослушивание сказки «Царевна-лягушка».
58
Чтение рассказа по Л. Толстому «Лев и собачка»
59
Чтение рассказа по Б.Житкову «Как слон спас хозяина от тигра»
60
Заучивание стихотворения Г. Виеру «Девятое Мая»
61
«Месяц Май». Работа с предметными картинками.
62
Прослушивание рассказа Г.Скребицкого «Лесной голосок»
63
«Лесные звуки» прослушивание звуков природы. Слушание рассказа по А. Спирину «Летние
приметы»
Чтение. Читаем и разукрашиваем сказки.
Читаем и разукрашиваем сказки.
Читаем и разукрашиваем сказки.
Чтение детских рассказов.
Чтение детских рассказов.
64
65
66
67
68
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебник: Комарова С.В., Речевая практика (учебник для образовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы), 4 класс, АО
«Издательство «Просвещение», 2024, https://catalog.prosv.ru/item/27005
Рабочая тетрадь: Комарова С.В., Речевая практика (для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями).
Рабочие
тетради,
АО
«Издательство
«Просвещение»,
2022,
https://catalog.prosv.ru/item/23614
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
http://www.standart.edu.ru -Официальный сайт ФГОС
https://myschool.edu.ru ФГИС «Моя школа» educont.ru цифровой
образовательный контент https://portalpedagoga.ru/ Всероссийский
образовательный портал педагога.
Окружающий природный мир (1 час)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» (предметная
область «Окружающий мир») для обучающегося 5 класса составлена в соответствии с
адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с
умеренной, тяжѐлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), и является учебнометодической документацией, определяющей рекомендуемые ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью объем и содержание образования, планируемые результаты освоения
образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Важным аспектом обучения детей с умственной отсталостью является расширение
представлений об окружающем природном мире.
Подобранный программный материал по
предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося
представлений о природе, еѐ многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и
человека.
Программа представлена следующими разделами: «Природные изменения осенью»,
«Природные изменения зимой», «Животный мир», «Явления природы», «Объекты природы»,
«Весенние изменения в природе», «Части суток». В процессе формирования представлений о
неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о
цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях
(утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности при- родных явлений.
Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о
среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в
группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на
связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся
условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу
за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия:
посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое
внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к
общему».
Цель реализации рабочей программы учебного предмета «Окружающий природный мир»:
формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с
природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и
явлениях неживой природы, формировании временных представлений, формирование
представлений о растительном и животном мире.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося
оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ
представляют собой описание ожидаемых личностных и возможных предметных результатов
образования данной категории обучающихся.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является
развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в
соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных
жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное
расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Освоение АООП (вариант 2) учебного предмета «Окружающий природный мир»,
созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью
двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных предметных.
Ожидаемые личностные результаты освоения учебного предмета «Окружающий
природный мир» :
Формирование интереса к объектам и явлениям живой и неживой природы.
Выполнение правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
Заботливое и бережное отношение к растениям и животным, ухода за ними.
Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
Возможные предметные результаты освоения» учебного предмета «Окружающий
природный мир»:
• Появление интереса к объектам и явлениям живой и неживой природы.
• Уметь называть времена года и характерные признаки времен года.
• Иметь элементарные представления о животном и растительном мире.
• Уметь заботиться и бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за ними.
• Уметь соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
• Иметь элементарные представления о временах года, характерных признаках времен года.
• Иметь элементарные представления о животном и растительном мире. Уметь различать
части суток.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем
№
п/п
1.
Природные изменения осенью.
Всего часов
9
2.
Природные изменения зимой.
5
3.
Животный мир.
6
4.
Явления природы.
5
5.
Объекты природы.
2
6.
Весенние изменения в природе.
5
7.
Части суток
2
Итого
34
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Природные изменения в природе осенью. Природа Калининградской области. Мир живой
и неживой природы. Сезонные изменения в природе. Дождь. Одежда и обувь человека осенью.
«Подарок осени». «Богатый урожай». «В лес по грибы». «Полезные ягоды». Цветы осени.
Экскурсия. Наблюдения за изменениями в природе. Погода осенью. Труд людей осенью.
Экскурсия «Труд людей осенью». Перелетные птицы. Птицы зимующие. Животные готовятся к
зиме.
Природные изменения зимой. Зима в неживой природе. Экскурсия. «В гости к зимушке
Зиме». Одежда и обувь человека зимой. Зима в мире растений. Растения в домашней аптечке.
Явления природы Зимние явления природы (снегопад). Зимние явления природы (метель).
Зимние явления природы (гололед). Рассвет. Закат.
Животный мир Зимняя жизнь зверей. Зимняя жизнь птиц. Домашние животные.
Взаимодействие с человеком. Зимний труд людей. Охрана природы зимой. Зимняя прогулка.
Дикие животные Арктики и Антарктиды. Разная зима. Дикие животные жаркого пояса. Морские
обитатели. Как узнать рыбу.
Объекты природы Горы. Океан. Реки.
Весенние изменения в природе. Весна- утро года. Экскурсия. Наблюдения за природой.
Весна в неживой природе. Одежда и обувь весной. Старинные весенние праздники. Весна в мире
животных. Весна в мире птиц. Весна в мире насекомых. Весеннее пробуждение растений.
Весенний труд людей. Экскурсия. «Весенняя прогулка». Охрана природы весной.
Части суток. Утро и день. Вечер и ночь. Полночь. Заключительное занятие-игра «Мир, в
котором мы живем».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
«Природные изменения осенью» Природа Пензенской области.
Мир живой и неживой природы.
Сезонные изменения в природе. Дождь. Одежда и обувь человека осенью.
«Подарок осени». «Богатый урожай». «Полезные ягоды».
«В лес по грибы». Цветы осени.
Погода осенью. Труд людей осенью.
Экскурсия. Наблюдения за изменениями в природе. Труд людей осенью.
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Перелетные птицы. Птицы зимующие.
Животные готовятся к зиме.
Природные изменения зимой. Зима в неживой природе.
Одежда и обувь человека зимой. Экскурсия «В гости к зимушке- Зиме»
Зима в мире растений. Растения в домашней аптечке.
Явления природы. Зимние явления природы (снегопад, метель, гололѐд).
Природные изменения зимой. Зимние игры. Зимние праздники.
Звездное небо зимой.
Животный мир. Зимняя жизнь зверей. Зимняя жизнь птиц.
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Домашние животные. Взаимодействие с человеком. Зимний труд людей.
Охрана природы зимой. Зимняя прогулка.
Дикие животные Арктики и Антарктиды. Разная зима. Дикие животные жаркого пояса.
Морские обитатели. Как узнать рыбу.
Явления природы. «Осторожно! Огонь!» Значение огня в жизни человека.
Воздух. Значение воздуха в жизни человека.
Представление о воздухе. Значение воздуха в жизни человека. Облака.
Представления о Луне. Значение Луны в жизни человека.
Объекты природы. Горы.
Океан. Реки.
Весенние изменения в природе. Весна – утро года. Весна в неживой природе. Экскурсия.
Наблюдения за природой.
28
29
30
31
32
33
34
Одежда и обувь весной. Старинные весенние праздники.
Явления природы. Рассвет. Закат.
Весенние изменения в природе. Весна в мире животных.
Весна в мире птиц, насекомых. Экскурсия «Кормление птиц. Весенняя прогулка».
Весеннее пробуждение растений. Весенний труд людей. Охрана природы весной.
Части суток. Утро и день. Вечер и ночь. Полночь.
Заключительное занятие-игра: «Мир, в котором мы живем»
ДОМОВОДСТВО (2 часа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Домоводство» (предметная область
«Окружающий мир») для обучающихся 5 класса составлена в соответствии с адаптированной
основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжѐлой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2), является учебно-методической
документацией, определяющей рекомендуемые ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью объем и содержание образования, планируемые результаты освоения
образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Цель реализации рабочей реализации рабочей программы «Домоводство»:
осуществление возможности посильного участия ребенка с тяжёлой умственной отсталостью и
ТМНР в работе по дому.
Задачи:
- воспитание потребности устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и
правилами;
- овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками;
- снижение зависимости ребѐнка от окружающих, укрепление его уверенности в своих силах.
Занятия по домоводству направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни
и труду, на
формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение
уровня общего развития учащихся.
Цель обучения: повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой
деятельности.
Основные задачи реализации содержания:
- формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
- освоение действий по приготовлению пищи;
- формирование умения делать покупки;
- формирования элементарного навыка уборка помещения и территории;
- формирование элементарных умений и навыков ухода за личными вещами и обувью;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене;
- формирование элементарных умений ухода за комнатными растениями.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Уборка территории», «Уход
за комнатными растениями», «Уборка помещений», «Личная гигиена», «Обращение с кухонным
инвентарем», «Уход за вещами», «Уход за обувью», «Покупки». Беседа на занятиях по
домоводству является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с
различными практическими работами: зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В
зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и должна
сопровождаться наглядностью. Продолжительность беседы может быть различной, но она не
должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.
При обучении по данной программе так же следует применять следующие специфические
методы: моделирование реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе
закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения; экскурсии; широко
использовать наглядные средства обучения, демонстрацию учебных фильмов, особенно, если
изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно. Полезно использовать
возможность замедленного показа или остановки кадра для более полного понимания детьми
учебного материала. Так как учащиеся со сложной структурой дефекта не могут воспринимать
большое количество информации, нужно выбирать фрагмент, который наиболее соответствует
достижению поставленной цели, и сосредоточить внимание на нѐм.
Особое место в формировании социально-бытовых навыков отводится использованию
предыдущего опыта, то есть умению переносить уже сформированные умения и навыки в новые
ситуации. Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение
пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично
связанный с изучаемой темой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ожидаемые личностные результаты освоения предмета «Домоводство» (6 класс):
оценивать поступки как хорошие или плохие;
определять
самые простые
общие для
всех людей правила
поведения
(основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить.
Возможные предметные результаты освоения предмета «Домоводство»:
Уметь последовательно выполнять действия при подметании пола;
Уметь последовательно выполнять с помощью учителя действия при сгребании травы и
листьев;
Уметь вытирать пыль с поверхности парты, уметь выполнять доступные поручения;
Уметь ухаживать за мягкой мебелью;
Уметь ухаживать за ковровыми изделиями;
Уметь выполнять гигиенические правила и нормы;
Уметь пользоваться электрическим чайником;
Уметь называть чайную посуду;
Уметь группировать предметы по их свойствам и признакам;
Уметь соблюдать правила техники безопасности при работе с холодильником;
Уметь соблюдать правила техники безопасности при работе с газовой плитой;
Уметь протирать бытовые приборы;
Уметь соблюдать гигиену, чистоту и порядок на кухне;
Уметь с помощью учителя работать с ножом;
Уметь с помощью учителя мыть продукты, чистить овощи, резать ножом;
Уметь с помощью учителя нарезать простым способом овощи;
Уметь соблюдать правила техники безопасности при приготовлении простого бутерброда;
Уметь выбрать одежду по назначению, иметь навыки самообслуживания;
Уметь найти форменную одежду для людей разных профессий (милиционер, врач, дворник,
повар);
Уметь выбрать приспособления и средства для стирки;
Уметь различать грязное белье от чистого;
Уметь правильно ухаживать за обувью;
Уметь правильно сушить обувь;
Уметь пользоваться лопатой и скребком при уборке снега;
Уметь делать элементарные покупки;
Уметь работать пылесосом;
Уметь с помощью учителя пользоваться машинной стиркой;
Уметь ухаживать за комнатными растениями;
Уметь утюжить мелкие вещи, знать ТБ при работе с утюгом.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
10
1.
Уборка территории
2.
Уход за комнатными растениями
5
3.
Уборка помещений
10
4.
Личная гигиена
5
5.
Обращение с кухонным инвентарем
10
6.
Приготовление пищи
10
7.
Уход за вещами
7
8.
Уход за обувью
6
9.
Покупки
5
Итого
68
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уборка территории.
Устройство пришкольного участка. Виды работы на территории. Осенняя уборка
дорожек. Правила безопасности при работе на территории. Хранение инвентаря для работы на
территории. Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев.
Уход за комнатными растениями.
Как живут растения? Учимся ухаживать за комнатными растениями. Что растет на
подоконнике. Емкости и инвентарь для комнатных растений.
Уборка помещения. Уход за мебелью. Правила ухода за мебелью. Виды мебели и
средства для ухода за нею. Мягкая мебель. Ее назначение. «Использование пылесоса, чистящих
средств: чистка мягкой мебели». Ковровые изделия. «Использование пылесоса, чистящих
средств: чистка ковров». «Пусть зеркало расскажет...» История стекла и зеркала. Глаза дома.
Правила ухода за зеркалами и стеклами. Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных
покрытий. «Применение народных средств для очистки стеклянных изделий».
Личная гигиена. Сохранение и поддержка здоровья. Чистота- залог здоровья. Почему
важно соблюдать гигиену рук в течении дня. Гигиена тела. Предметы и средства личной
гигиены.
Обращение с кухонным инвентарем Электрический чайник: назначение, эксплуатация.
Чайная посуда. Назначение чайной посуды. Виды чая. Чай в пакетиках. Сервировка стола к чаю.
Заваривание чая в пакетиках. «Правила техники безопасности» на кухне. Микроволновая печь.
Холодильник, его назначение в хозяйстве. Правила работы с холодильником. Оборудование кухни.
Организация рабочего места. Газовая и электрическая плита. Правила техники безопасности при
работе с газовой и электрической плитами. Кухонный комбайн. Назначение. Правила техники
безопасности при работе с кухонным комбайном. Мытье бытовых приборов, электрической плиты.
Приготовление пищи Правила поведения за столом. Сервировка стола, меню.
Кулинарная обработка продуктов: первичная и тепловая обработки. Санитарно-гигиенические
требования при приготовлении пищи. Фрукты. Виды фруктов. Первичная обработка фруктов.
Правила работы с ножом. Овощи. Виды овощей. Первичная обработка овощей. Правила работы
с ножом. Простые способы нарезки овощей. Приготовление салатов из сырых овощей.
Приготовление салатов из вареных овощей. Приготовление салатов из сырых и вареных овощей.
Виды бутербродов. Простой бутерброд. Инвентарь и посуда при приготовлении простого
бутерброда. Соблюдение правил техники безопасности при приготовлении простого бутерброда.
Горячий бутерброд. Инвентарь и посуда при приготовлении горячего бутерброда. Соблюдение
правил техники безопасности при приготовлении горячего бутерброда.
Уход за вещами Выбор одежды по назначению. Рабочая одежда. Одежда для разных
видов работ. Правила хранения одежды. Уход за одеждой. Знаки ухода за одеждой.
Приспособления и средства для ручной стирки. Режим ухода за изделием. Правила ручной
стирки носков. Ручная стирка. Правила сушки носков после стирки. Знаки стирки, отжима и
сушки. Машинная стирка: различение составных частей стиральной машины. Сортировка белья
перед стиркой. Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и
температурного режима. Правила хранения грязного белья. Соблюдение последовательности
действий при машинной стирке. Утюжка мелких вещей, ТБ при работе с утюгом.
Уход за обувью Правила размещения и хранения обуви в шкафу. Различение уличной и
домашней обуви. Правила ухода за обувью. Уход за уличной обувью. Соблюдение
последовательности действий при мытье обуви. Просушивание обуви. Соблюдение
последовательности действий при чистке обуви. Правила, которые помогают сберечь обувь.
Покупки. Какие бывают магазины. Профессии людей работающих в магазине.
Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов
магазина, кассы. Взвешивание товара, складывание покупок в сумку. Расчет на кассе. Места
хранения продуктов. Деньги. Экскурсия в продуктовый магазин. Экскурсия в промтоварный
магазин.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
1-2
Устройство пришкольного участка.
3-4
Виды работы на территории.
5-6
Уборка бытового мусора.
8-9-10
Подметание территории.
11
Как живут растения?
12-13
Учимся ухаживать за комнатными растениями.
14
Емкости и инвентарь для комнатных растений.
15
Учимся пересаживать комнатные растения
16-17
Правила ухода за мебелью.
18-19
Виды мебели и средства для ухода за нею
20-21
Использование пылесоса, чистящих средств: чистка мягкой мебели.
22-23
Ковровые изделия. Использование пылесоса, чистящих средств: чистка ковров.
24-25
Правила ухода за зеркалами и стеклами.
26
Чистота – залог здоровья.
27-28
Гигиена тела и рук.
29-30
Предметы и средства личной гигиены.
31
Электрический чайник: назначение, эксплуатация
32
Чайная посуда. Назначение чайной посуды.
33
Виды чая. Чай в пакетиках. Сервировка стола к чаю. Заваривание чая.
34
Микроволновая печь.
35
Холодильник, его назначение в хозяйстве.
36-37
Правила техники безопасности» на кухне.
38
Оборудование кухни. Организация рабочего места.
39
Газовая и электрическая плита. Правила техники безопасности при работе с газовой и
электрической плитами.
40
Кухонный комбайн. Назначение. Правила техники безопасности при работе с
кухонным комбайном.
41-42
43-44-45
46-47
Правила поведения за столом. Сервировка стола, меню.
Приготовление салатов из сырых и вареных овощей.
Виды бутербродов. Простой бутерброд. Горячий бутерброд.
48-49-50
Инвентарь и посуда при приготовлении горячего бутерброда. Соблюдение правил
техники безопасности при приготовлении бутерброда. Соблюдение
последовательности действий при приготовлении бутерброда.
51
Выбор одежды по назначению. Одежда для разных видов работ. Правила хранения
одежды. Уход за одеждой.
Правила хранения одежды.
52
53
Уход за одеждой.
54
Символы ухода за одеждой. Режим ухода за изделием.
55
Ручная стирка. Машинная стирка: различение составных частей стиральной машины.
56
Соблюдение последовательности действий при машинной стирке.
57
58-59
Утюжка мелких вещей, ТБ при работе с утюгом.
Правила размещения и хранения обуви в шкафу
60-61
Различение уличной и домашней обуви.
62-63
Правила ухода за обувью.
65
Какие бывают магазины. Профессии людей, работающих в магазине. Планирование
покупок. Расплата за продукты.
Профессии людей, работающих в магазине.
66
Планирование покупок. Расплата за продукты.
67
Бюджет семьи. Деньги. Банковская карта. Расчет на кассе. Экскурсия в магазин.
68
Экскурсия в магазин.
64
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (2 часа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность (лепка, рисование,
аппликация)» (предметная область «Искусство») для обучающихся 5 класса составлена в
соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся с умеренной, тяжѐлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), является
учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью объем и содержание образования, планируемые
результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной
деятельности.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и
навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к
миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На
занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как
личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них
способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в
изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности
всех детей без исключения.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений
изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование
умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными
материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие
художественно-творческих способностей.
Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность
умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от
качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает
окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее
нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и
восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы,
поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет
благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка
положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие
устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к
своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно
видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям.
Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует
чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности
умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при
изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей,
блокнотов и др.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка»,
«Рисование», «Аппликация». Содержание каждого раздела представлено по принципу от
простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона
воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.
Под активностью подразумевается формирование положительного эмоционального
отношения к изобразительной деятельности; эмоционально-двигательная отзывчивость,
концентрация внимания. Ребенок учится перерабатывать получаемую информацию, что в
будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ожидаемые личностные результаты освоения предмета «Изобразительная деятельность» (6
класс):
освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в
повседневной жизни:
интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной
деятельности (лепка, рисование, аппликация);
умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки,
аппликации.
способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности:
положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе
изобразительной деятельности;
стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты
работы;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности.
готовность к участию в совместных мероприятиях:
готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками,
взрослыми
умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в
выставках, конкурсах рисунков, поделок
Возможные предметные результаты освоения предмета «Изобразительная деятельность
(лепка, рисование, аппликация)»
1. освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной
жизни:
2. интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
3. умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной
деятельности (лепка, рисование, аппликация);
4. умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки,
аппликации.
5. способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
25
1.
Рисование
2.
Аппликация
25
3.
Лепка
18
Итого
68
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рисование
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования:
краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Оставление графического
следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при
работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти,
обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе
бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания,
прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета
краски путем смешивания красок других цветов.
Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение
контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка.
Рисование контура предмета по контурным линиям (по образцу, по представлению).
Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование
предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента.
Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование
орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Расположение
объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и
удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование с
использованием нетрадиционных техник: рисование ушной палочкой, пальчиками, ладошкой.
Учить детей рисовать в нетрадиционной технике.
Аппликация
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон и др. Узнавание
(различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации:
ножницы, трафарет, и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера).
Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги.
Намазывание всей (части) поверхности клеем. Разрезание бумаги ножницами: выполнение
надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из
нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей,
соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении
предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей
клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при
изготовлении декоративной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета
аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание
деталей к фону. .
Лепка
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто. Узнавание
(различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: нож,
валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от
целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка
материала от целого куска. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Выполнение
практической работ, отщипывание кусочка пластилина и размазывание соблюдая границы
шаблона. Катание колбаски и шарика на доске. Повторение правила работы с пластилином и
стекой. Разминание пластилина в руках, раскатывание на доске. Получение формы путем
выдавливания формочкой. Разминание и раскатывание пластилина в форму блина, вдавливание
формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону. Повторение правила ТБ при работе со
стекой, ножом, шилом. Разминание и раскатывание пластилина в форму блина Вырезание
заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом). Сгибание колбаски в кольцо.
Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание
отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).
Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей
изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких)
частей. Выполнение практического задания по лепке изделия по показу «Матрѐшка»
Выполнение тиснения Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение
декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на
изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента.
Лепка нескольких предметов, объединѐнных сюжетом. Выполнение лепки «Корзина фруктов»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема раздел
урока
Рисование 25 часов
1 -2-3
Узнавание материалов и инструментов,
используемых для рисования: краска кисть
карандаши бумага
4-5-6
Оставление графического следа. Освоение
приемов рисования карандашом
Кол-во
часов
3
3
Основные виды учебной
деятельности
Различать и узнавать материалы и
инструменты для рисования.
Повторение правила работы с
простым карандашом, ластиком.
Ориентировка на листе бумаги.
Практическое задание: Сделать
обводку простым карандашом по
шаблону.
7-8-9
Соблюдение последовательности действий
при работе с красками
3
Опускание кисти в баночку с водой,
снятие лишней воды с кисти,
обмакивание ворса кисти в краску,
снятие лишней краски о край
баночки, рисование на листе
бумаги, опускание кисти в воду
10-11
Освоение приемов рисования кистью
2
Выполнение прием касания, прием
примакивания, прием наращивания
массы. Выбор цвета для рисования.
Получение цвета краски путем
смешивания красок других цветов.
12-13
Рисование точек
2
Рисование вертикальных
(горизонтальных, наклонных)
линий. Соединение точек. Рисование
геометрической фигуры (круг, овал,
квадрат, прямоугольник,
треугольник).
14-15
Рисование контура предмета по контурным
линиям
16-17
Дорисовывание части (отдельных деталей, 2
симметричной половины) предмета
18-19
Рисование предмета (объекта) с натуры.
2
20-25
Рисование растительных
(геометрических) элементов орнамента.
6
2
Закрашивание внутри контура
(заполнение всей поверхности
внутри контура). Заполнение
контура точками (по опорным
точкам, по трафарету, по шаблону,
по представлению). Штриховка
слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка.
Дорисовывание второй половины
предмета, подбор цвета и
раскрашивание предмета
Рисование круглого предмета с
натуры, мяч, шар. Подбор цвета и
раскрашивание
Рисование листьев разной формы.
Повторение правила работы с
карандашами и
ластиком, подбор цвета и
закрашивание листьев.
Аппликация – 25 часов
26-27-28
Узнавание
бумаги
(различение) разных видов
3
Определение разных видов
бумаги
еѐ
предназначение.цветная
бумага,
картон,
фольга,
салфетка.
29-30-31
Инструменты и приспособления для
изготовления аппликации
3
Узнавание (различение)
инструментов и приспособлений,
используемых для изготовления
аппликации: ножницы, шило,
войлок, трафарет, дырокол.
32-33-34
Сминание бумаги. Отрывание бумаги.
3
35-36-37
Сгибание листа бумаги, Скручивание
листа бумаги.
3
38-39
Выкалывание шилом
2
Выполнения приѐмов сминания и
обрывания бумаги заданной
формы (размера).
Выполнение приѐмов по
сгибания листа бумаги
пополам (вчетверо, по
диагонали) скручивание
бумаги.
Повторение правил ТБ при работе
с шилом. Выполнять практическое
задание по показу прокол бумаги,
выкалывание по прямой линии,
выкалывание по контуру.
40-44
Разрезание бумаги ножницами
4
45-49
Сборка изображения объекта из нескольких
деталей
4
50
Соблюдение последовательности действий
1
при изготовлении декоративной аппликации
Лепка. -18 часов
Повторение правил ТБ при работе
с ножницами. Выполнение
практического упражнения,
выполнение надреза разрезание
листа бумаги. Вырезание по
контуру
Выполнять по показу.
Конструирование объекта из
бумаги: .(пирамида,
снеговик)заготовка отдельных
деталей, соединение деталей
между собой. Соблюдение
последовательности действий при
изготовлении предметной
аппликации: заготовка деталей,
сборка изображения объекта,
намазывание деталей клеем,
приклеивание деталей к фону
Придумывание сюжета,
составление эскиза сюжета
аппликации, заготовка деталей,
сборка изображения, намазывание
деталей клеем, приклеивание
деталей к фону.
51-52
Пластичные материалы инструментов и
приспособлений для работы.
2
Узнавание (различение)
пластичных материалов:
пластилин, тесто,
глина.инструментов и
приспособлений для работы с
пластичными материалами: стека,
нож, скалка, валик, форма,
подложка, штамп.
Отрывание кусочка материала от
целого
куска.
Откручивание
кусочка материала от целого
куска. Отщипывание кусочка
материала от целого куска.
Отрезание кусочка материала
стекой.
Выполнение практической работ,
отщипывание кусочка пластилина
и размазывание соблюдая границы
шаблона
Повторение правила работы с
пластилином и стекой. Разминание
пластилина в руках, раскатывание
на доске
Разминание и раскатывание
пластилина в форму блина,
вдавливание формочкой.
Повторение правила ТБ при
работе со стекой, ножом, шилом.
Разминание и раскатывание
пластилина в форму блина
Вырезание заданной формы по
шаблону стекой (ножом, шилом).
53
Раскатывание теста (глины) скалкой.
1
54-55
Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
2
56
Катание колбаски и шарика на доске
1
57-58
Получение формы путем выдавливания
формочкой.
2
59-60
Вырезание заданной формы по шаблону
2
61-62
Сгибание колбаски в кольцо.
Закручивание колбаски в жгутик.
2
Переплетение: плетение из 2-х (3х) колбасок. Проделывание
отверстия в детали.
Расплющивание материала на
доске (между ладонями, между
пальцами).
Скручивание
колбаски (лепешки, полоски).
Защипывание
краев
детали.
Соединение деталей
изделия
прижатием
(примазыванием,
прищипыванием).
63-64
Лепка предмета из одной (нескольких)
частей.
2
65-66
Выполнение тиснения
2
Выполнение
практического
задания по лепке изделия по
показу «Матрѐшка»
Выполнение тиснения (пальцем,
штампом, тканью и др.).
Нанесение декоративного
материала на изделие. Дополнение
изделия мелкими деталями.
Нанесение на изделие рисунка.
Лепка
67-68
Лепка нескольких предметов, объединѐнных
сюжетом.
2
Изделия с нанесением
растительного
(геометрического) орнамента.
Выполнение лепки «Корзина
фруктов»
Итого 68 часов
6. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
- учебный стол; доска переносная (мольберт)
-персональный компьютер, монитор;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой величины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки,
засушенные листья);
- наборы предметов для занятий;
- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мягкие пазлы - вкладыши; мозаики;
- пиктограммы с изображениями занятий моментов и др. событий;
- лото «фрукты и овощи», «игрушки» и др.;
- шнуровка: тренажер, обувь, животные, природа;
- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек; обводка по точкам;
- разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные
самолеты;
- мягкая основа для мозаики;
- прищепки, основы для прищепок;
- предметов различной формы, величины, цвета;
- изображении предметов, людей , объектов природы, цифр и др.;
- оборудования, позволяющего
выполнять
упражнения
на
сортировку, группировку
различных предметов, их соотнесения по определенным признакам;
- игра рыбалка.
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Учитель начальных классов Медникова Юлия Евгеньевна проводит с Аминой занятия:
«Речь и альтернативная коммуникация»
«Окружающий природный мир»
«Домоводство»
«Изобразительная деятельность»
Педагог-логопед Чадаева Виктория Сергеевна проводит коррекционные занятия, направленные
на развитие коммуникативной деятельности.
8. Программа сотрудничества с семьей.
Задачи
Мероприятия
Отчет о
проведении
Повышение осведомленности
родителей об особенностях
развития и специфических
образовательных
потребностях ребенка
Обеспечение участия семьи в
разработке и реализации
СИПР, единства требований к
обучающемуся в семье и в
образовательной организации
Индивидуальные консультации родителей со
специалистами (раз в полугодии и по запросу родителей)
Индивидуальные консультации родителей по темам:
«Развитие
двигательной
активности
ребенка»,
«Реализация СИПР в домашних условиях »,
«Формирование социально – бытовых навыков».
• участие родителей в разработке
СИПР
• посещение родителями уроков/занятий;
• консультирование родителей по вопросам обучения
ребенка в домашних условиях, выбор единых
подходов и приемов работы;
Организация
регулярного
обмена
информацией
о
ребенке, о ходе реализации
СИПР и
результатах ее
освоения
• информирование электронными средствами;
• личные встречи, беседы;
• регулярные беседы с педагогом;
• просмотр и обсуждение занятий с ребенком в
школе и дома.
организацию участия
родителей во внеурочных
мероприятиях
привлечение родителей к планированию,
разработке и реализации мероприятий:
«1 сентября – День Знаний»
«Мама, папа, я – спортивная семья»
«Новогодний праздник»
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения.
Уровни освоения (выполнения) действий / операций
1. Пассивное участие / соучастие.
- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).
+/-
2. Активное участие.
действие выполняется
ребѐнком:
- со значительной помощью взрослого
- с частичной помощью взрослого
- по последовательной инструкции (изображения или вербально)
- по подражанию или по образцу
- полностью самостоятельно
зп
чп
пи
по
+
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
2. Не выявить наличие представлений
3. Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке
- использование с косвенной подсказкой (изображение)
- самостоятельное использование
-?
пп
кп
+
1. Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей производится
путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в
качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
1.
не выполняет, помощь не принимает.
2.
выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
3.
выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после
частичного выполнения педагогом.
4.
выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
5.
выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
6.
выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
2.
Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей производится
путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания,
обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
1. не выполняет(не понимает) при максимальном объеме помощи.
2. выполняет(понимает) по наглядным опорам со значительными ошибками и
пробелами.
3. выполняет(понимает) по наглядным опорам с незначительными ошибками.
4. выполняет(понимает) по подсказке с незначительными ошибками.
5. выполняет(понимает) по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
6. выполняет(понимает) самостоятельно без ошибок по вопросу.
На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает
вывод о динамике усвоения АООП обучающимся с УО по каждому показателю по следующей
шкале:
1.
отсутствие динамики или регресс.
2.
динамика в освоении минимум одной операции, действия.
3.
минимальная динамика.
4.
средняя динамика.
5.
выраженная динамика.
6.
полное освоение действия.