Рассмотрен на
педагогическом совете
МОУ СОШ №2
/протокол №1
от 30.08.2024г./
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ №2
_______________/Н.Ф. Баранова/
Приказ №87
от 02.09.2024г.
Учебный план
среднего общего образования
Муниципального общеобразовательного
учреждения средней
общеобразовательной школы № 2
г. Каменки
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану среднего общего
образования на 2024-2025 учебный год
1. Общие положения.
Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №2 г. Каменки разработан в
соответствии с нормативными документами.
Нормативным основанием формирования учебного плана МОУ СОШ № 2
г. Каменки для НОО, ООО и СОО на 2024–2025 учебный год являются
следующие документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2.
Приказ Минпросвещения России «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
общего
образования» от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. Приказа Минпросвещения России
от 12.08.2022 № 732)
3.
Приказ Минпросвещения России от 27.12.2023 №1028 О внесении
изменений в некоторые приказы Минобрнауки и Минпросвещения,
касающиеся ФГОС основного общего образования и среднего общего
образования".
4.
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023г. № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования».
5.
Приказ Минпросвещения России от 01.02.2024 №62 «О внесении
изменений в некоторые приказы Минпросвещения России, касающиеся
федеральных образовательных программ основного общего образования и
среднего общего образования».
6.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»).
7.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
8.
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования».
9.
Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
и
установления предельного срока использования исключенных учебников».
10.
Приказ Минпросвещения России от 21.02.2024 №119 «О внесении
изменений в приложения № 1 и № 2 к Приказу Минпросвещения России от
21.092022 № 858 Об утверждении ФПУ, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
и
установления предельного срока использования исключенных учебников».
11.
Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении
перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
12.
Письмо Минпросвещения России от 26 февраля 2021 г. № 03-205 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
обеспечению возможности освоения основных образовательных программ
обучающимися 5 – 11 классов по индивидуальному учебному плану»).
13.
Письмо Минпросвещения России от 12.02.2024 №03-160 «Разъяснения
по вопросам организации обучения по основным общеобразовательным и
дополнительным общеразвивающим программам для детей, нуждающихся в
длительном лечении в медицинских организациях».
14.
Постановление
утверждении
Правительства
правил
применения
РФ
от
11.10.2023
электронного
№1678
обучения,
ДОТ
«Об
при
реализации образовательного процесса».
15.
Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной
нагрузки в ОО (МР 2.4.0331-23 от 10.11.2023, разработанные Федеральной
службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека, ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана»
Роспотребнадзора и др.).
16.
Приказ Минпросвещения России 04.10.2023 №738 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования».
17.
Приказ Минпросвещения России от 31.08.2023 №650 «Об утверждении
Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации
обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего
общего образования».
18.
Методические
рекомендации
по
обеспечению
санитарно-
эпидемиологических требований при реализации образовательных программ
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (МР 2.4.0330-23 утв. 29.08.2023 руководителем Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека, Главным санитарным врачом РФ А.Ю. Поповой).
19.
Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
20.
Приказ Минпросвещения России от 03.08.2023 № 581 «О внесении
изменения
в
образовательной
пункт
13
порядка
деятельности
по
организации
основным
и
осуществления
общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного
общего
и
среднего
общего
образования,
утвержденного
приказом
министерства просвещения российской федерации от 22 марта 2021 г. № 115».
21.
Приказ Минпросвещения России от 21.06.23 №556 «О внесении
изменений в приложения n. 1, n. 2 к приказу Минросвещения России от
21.09.2022 N858 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
и
установления
предельного
срока
использования исключенных учебников».
22.
Информационное письмо Департамента государственной политики и
управления в сфере общего образования от 22.05.2023 № 03-870 «О введении
обновленных ФГОС и ФООП».
23.
Универсальные
кодификаторы
распределённых
по
классам
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы по уровням общего образования и элементов содержания по
учебным предметам для использования в федеральных и региональных
процедурах оценки качества образования, подготовленные Федеральным
государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт
педагогических
измерений»
и
размещенные
на
сайте
https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko.
24. - Письма Департамента государственной политики и управления в сфере
общего образования Минпросвещения России от 17.06.2022 № 03-871 «Об
организации занятий «Разговоры о важном»
Срок получения среднего общего образования составляет два года, а для лиц
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по
адаптированным основным образовательным программам среднего общего
образования, и для обучающихся, осваивающих основную образовательную
программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых
образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.
Учебный план среднего общего образования
Учебный план МОУ СОШ № 2 г. Каменки, реализующей образовательную
программу среднего общего образования обеспечивает реализацию
требований ФГОС СОО, определяет общие рамки отбора учебного материала,
формирования перечня результатов образования и организации
образовательной деятельности.
Учебный план:
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
определяет перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их
освоение и организацию;
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных для всех имеющих по данной программе государственную
аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную
программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов,
учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе
предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в
физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие
этнокультурные
интересы,
особые
образовательные
потребности
обучающихся с ОВЗ.
Время, отводимое на данную часть учебного плана использовано на:
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне;
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся.
Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года на одного
обучающегося - не менее 2170 часов и не более 2516 часов (не более 37 часов в
неделю).
Учебный содержит 13 учебных предметов ("Русский язык", "Литература",
"Иностранный
язык»,
«Математика",
"Информатика",
"История",
"Обществознание", "География", "Физика", "Химия", "Биология", "Физическая
культура", "Основы безопасности и защиты Родины") и предусматривать
изучение 4 учебных предметов ("История", "Обществознание", "Химия",
«Биология») на углубленном уровне.
Часть,
формируемая
участниками
образовательных
отношений,
предусматривает увеличение учебных часов на изучение отдельных
предметов обязательной части:
10 класс:
- Алгебра и начала математического анализа - 2 час в дополнение к
обязательной части.
- Химия - 1 час в дополнение к обязательной части.
- Биология - 2 час в дополнение к обязательной части.
- Физическая культура – 1час в дополнение к обязательной части.
11 класс:
- Алгебра и начала математического анализа - 1 час в дополнение к
обязательной части.
- Геометрия – 1 час в дополнение к обязательной части.
- Химия - 2 час в дополнение к обязательной части.
- Биология - 2 час в дополнение к обязательной части.
- Физическая культура – 1час в дополнение к обязательной части.
В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные
предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией,
осуществляющей
спецификой
и
образовательную
деятельность
возможностями
в
организации,
соответствии
со
осуществляющей
образовательную деятельность.
Обязательная часть образовательной программы среднего общего
образования
составляет
60%,
а
часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений, - 40% от общего объема образовательной
программы среднего общего образования.
В интересах, обучающихся и их родителей (законных представителей) в
учебный план включено изучение 3 учебных предметов на углубленном
уровне. При этом образовательная организация самостоятельно распределяет
количество часов, отводимых на изучение учебных предметов
Программы профильного обучения (в том числе программы по учебным
предметам, изучаемым на углубленном уровне) реализуются за счет
комбинации учебных часов, отводимых на урочную деятельность, и учебных
часов, предусмотренных на внеурочную деятельность.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов
обязательных
для
всех
имеющих
по
данной
программе
государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих
образовательную программу основного общего образования, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов,
учебных курсов, по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе
предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся.
В учебном плане предусмотрено выполнение обучающимися
индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект выполняется
обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме
в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в
любой избранной области деятельности: познавательной, практической,
учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого
класса не должен превышать продолжительности выполнения 3,5 часа.
Образовательной организацией осуществляется координация и контроль
объема домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в
соответствии
с
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарно-
эпидемиологическими требованиями.
При подготовке объема домашней работы к следующему учебному дню
рекомендуется учитывать суммарный объем домашних заданий по всем
предметам, их трудоемкость и временные затраты на выполнение. Для
выполнения задания, требующего длительной подготовки (например,
подготовка доклада, реферата, оформление презентации, заучивание
стихотворений), рекомендуется предоставлять достаточное количество
времени.
Для оптимизации продолжительности выполнения домашних заданий
рекомендуется учитывать дидактические характеристики к структуре и
организации
домашней
работы,
способствующие
здоровьесбережению
обучающихся: минимизация заданий или полная их отмена при перегрузке
обучающихся, после проведения контрольных и проверочных работ, в
выходные дни, каникулы; учет педагогом наличия заданий одновременно по
другим
общеобразовательным
предметам;
использование
педагогами
индивидуальных заданий для обучающихся с учетом их уровня знаний,
интересов; практика межпредметных домашних заданий.
Учебный план 10 класса универсальный профиль
Предметная
область
Учебный предмет
Уровень
6-ти дневная неделя
Количество часов в
неделю
10 класс
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Русский язык
Б
2
Литература
Б
3
Иностранные
языки
Иностранный язык
Б
3
Математика и
информатика
Алгебра и начала
математического
анализа
Б
2
Геометрия
Б
2
Вероятность и
статистика
Б
1
Информатика
Б
1
Физика
Б
2
Химия
Б
1
Естественнонаучные
предметы
Биология
Б
1
Общественнонаучные
предметы
История
Б
2
Обществознание
Б
2
География
Б
1
Физическая
культура
Физическая
культура
Б
3
Основы
безопасности и
защиты Родины
Основы
безопасности и
защиты Родины
Б
1
Индивидуальный
проект
1
ИТОГО
28
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
9
Математика и
информатика
Алгебра и начала
математического
анализа
2
Общественнонаучные
предметы
История
2
Обществознание
2
Биология
2
Курс «Трудные
вопросы в
органической
химии»
1
Естественнонаучные
предметы
Учебные недели
34
Всего часов
37
Максимально допустимая недельная
нагрузка в соответствии с
действующими санитарными
правилами и нормами
37
Общая допустимая нагрузка за период
обучения в 10-х классах в
соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами в
часах, итого
1258
Учебный план 11 класса гуманитарного профиля
Предметная
область
Учебный предмет
Уровень
6-ти дневная неделя
Количество часов в
неделю
11 класс
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Русский язык
Б
2
Литература
Б
3
Иностранные
языки
Иностранный язык
Б
3
Математика и
информатика
Алгебра и начала
математического
анализа
Б
3
Геометрия
Б
1
Вероятность и
статистика
Б
1
Информатика
Б
1
Физика
Б
2
Химия
Б
1
Биология
Б
1
История
У
4
Обществознание
У
4
География
Б
1
Физическая
культура
Б
2
Естественнонаучные
предметы
Общественнонаучные
предметы
Физическая
культура
Основы
безопасности и
защиты Родины
Основы
безопасности и
защиты Родины
Б
1
Индивидуальный
проект
ИТОГО
30
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
7
Математика и
информатика
Алгебра и начала
математического
анализа
1
Геометрия
1
Естественнонаучные
предметы
Биология
2
Химия
2
Физическая
культура
Физическая
культура
1
Учебные недели
34
Всего часов
37
Максимально допустимая недельная
нагрузка в соответствии с
действующими санитарными
правилами и нормами
37
Общая допустимая нагрузка за период
обучения в 11-х классах в
соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами в
часах, итого
1258
Промежуточная аттестация учащихся.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» № 273 от 29.12.2012 г. освоение образовательной программы, в
том числе отдельной части или всего объема учебного предмета,
сопровождается промежуточной аттестацией учащихся, проводимой в формах,
определенных учебным планом и в порядке, установленном образовательной
организацией.
Промежуточная и текущая аттестация обучающихся осуществляется в
соответствии с Уставом школы, Положением о промежуточной и текущей
аттестации учащихся МОУ СОШ № 2 г. Каменки и является важным средством
диагностики состояния образовательного процесса, освоения обучающимися
образовательной программы.
Тематические контрольные работы, тематические тестирования проводятся в
соответствии с календарно-тематическим планированием рабочей программы
по учебному предмету.
Административные контрольные работы проводятся в конце 1 и 2
полугодия. Во втором полугодии 2024-2025 учебном года промежуточная
аттестация обучающихся будет проводиться согласно общешкольному
графику в форме диагностических работ, тестирования, административных
контрольных работ по всем предметам учебного плана.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации или не
прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных
причин признается академической задолженностью. Учащиеся обязаны
ликвидировать академическую задолженность. В случае академической
задолженности, не ликвидированной до окончания учебного года, происходит
перевод учащегося условно в следующий класс. Ликвидация академической
задолженности происходит в этом случае в октябре, повторно в декабре. Если
учащийся не ликвидировал задолженность, то он остается на повторный год
обучения по заявлению и согласию родителей (законных представителей).
Решение педагогического совета доводится до сведения родителей (законных
представителей) классными руководителями. Итоги промежуточной
аттестации выставляются в классные журналы (электронные и бумажные),
дневники учащихся, доводятся до сведения родителей (законных
представителей).
Ведение данного учебного плана предполагает: удовлетворение
образовательных задач обучающихся и их родителей, т.е. выполнение
социального заказа. Повышение качества знаний, успешное прохождение
итоговой аттестации, формирование умений, навыков обучающихся, создание
благоприятных
условий
для
развития
каждого
ученика
в
общеобразовательной школе.
Календарный учебный график.
Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным
четвертям. Режим работы - 6-дневная учебная неделя.
Продолжительность учебного года при получении среднего общего
образования составляет 34 недели.
Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября. Если
этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год
начинается в первый, следующий за ним, рабочий день.
Учебный год в образовательной организации заканчивается 25 мая. Если
этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год
заканчивается в предыдущий рабочий день. Для 11 классов окончание
учебного года определяется ежегодно в соответствии с расписанием
государственной итоговой аттестации.
С целью профилактики переутомления в федеральном календарном
учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени
и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7
календарных дней.
Продолжительность учебных четвертей составляет: I четверть - 8 учебных
недель; II четверть - 8 учебных недель; III четверть - 10 учебных недель, IV
четверть - 8 учебных недель.
Продолжительность каникул составляет:
по окончании I четверти (осенние каникулы) - 9 календарных дней;
по окончании II четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней;
по окончании III четверти (весенние каникулы) - 9 календарных дней;
по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.
Продолжительность урока не превышает 45 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью
составляет не менее 20 - 30 минут, за исключением обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, обучение которых осуществляется по
специальной индивидуальной программе развития.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов,
определенной гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет для обучающихся 10 - 11 классов - не более 7 уроков.
Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19
часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного
образования планируются на дни с наименьшим количеством обязательных
уроков. Между началом факультативных (дополнительных) занятий и последним
уроком необходимо организовывать перерыв продолжительностью не менее 20
минут.
Календарный учебный график образовательной организации составлен с
учетом мнений участников образовательных отношений, региональных и
этнокультурных традиций, плановых мероприятий учреждений культуры
региона и определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной)
и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных
социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года.